Предлагаю прогуляться по Малой Никитской от Садового Кольца к началу улицы у Никитских ворот.
Свернув с Садовой-Кудринской на Малую Никитскую улицу, можно рассмотреть боковой фасад изящного дома 1901 года постройки. Архитектор Федор Шехтель, отец московского модерна. Видна рука мастера.
Следующий дом 1909 года построен архитектором не с таким громким именем - инженером Дзевульским. Но дом был бы вполне мил и благороден, если бы его не подпортили дополнительно прорубленной дверью в торговое помещение, пристройкой с входом в полуподвал и трубой газового ввода. Не знаю, неужели единственная возможность провести газовые трубы - это тянуть их по фасаду? Раньше как-то без этого обходились, а теперь все чаще наталкиваешься на такую "красоту"...
Дворики и внутренние корпуса тут совсем простые - чистенько, но скромненько...
А с противоположной стороны улицы тянется загадочная глухая ограда... Причем, закрывают решетку забора наглухо уже очень давно, с тех времен, когда это в Москве даже не было принято (и вообще, заборы старались сносить, делая дворы открытыми). Когда-то здесь был сад усадьбы, выходившей фасадом на Садовую-Кудринскую.
Вид со стороны Садово-Кудринской улицы. Фото начала 1900-х годов
По бокам от главного дома стояло два флигеля близкой архитектуры. Левый флигель, тот что на снимке, широко известен - это московский адрес Антона Павловича Чехова, тот самый дом-комод, который писатель арендовал годами и где теперь разместился музей имени Чехова.
А вот правый флигель, почти такой же, но без эркеров, в какой-то момент получил самостоятельный адрес - не дом № 6, как у главного усадебного дома и чеховского флигеля, а № 4. И использовался таинственной организацией без вывески...
За глухими воротами во дворе есть и другие строения. По московским преданиям, домик с давних пор использовали спецслужбы. И это кажется вполне вероятным, поскольку особняк, примыкающий к владению со стороны Малой Никитской, занимал Лаврентий Павлович Берия. И двор за глухим забором был практически общим для этих домов.
Теперь в бывшей резиденции Берии посольство Туниса.
Грубоватые решетки на окна установили скорее всего тунисские дипломаты. Берии вряд ли были нужны такие меры безопасности.
Дом напротив кажется довольно современным с такой отделкой фасада. Но это тоже модерн начала 20 века, только замаскированный. Построил его в 1909 году архитектор Пионтрович, авторству которого принадлежат несколько домов в этом районе.
Женские маски столетней давности на фасаде - привет от Пионтровича. Это его фирменный стиль.
По четной стороне, за особняком, в котором когда-то обосновался Берия, до 1932 года стояла церковь Георгия Победоносца, что на Всполье, построенная предположительно по проекту Баженова. На фото 1880-х годов особняка еще нет. А церковь еще есть...
В 1877 году здесь венчались П.И. Чайковский и А.И. Милюкова. Брак, правда, счастливым не назовешь...
На месте церкви в 1939 году был построен помпезный Дом звукозаписи. Конечно, это не равноценная замена, но все же Дом звукозаписи не примитивен по своей архитектуре и в старую застройку московского Центра он как-то вписался.
Бывшие парадные двери закрыты наглухо - к зданию Дома звукозаписи в 1960-х было пристроено боковое крыло, через которое теперь в Дом и проходят. Это крыло - из немногих зданий, совершенно не учитывающих окружающую застройку и полностью выбивающихся из нее по стилю...
А нечетную сторону занимают гостиницы, устроенные в старых домах. Когда-то здесь была обширная усадьба княгини Гагариной, выходившая сразу на две параллельно идущих улицы - Большую и Малую Никитские. Строений кроме барского дома тут было множество, и в первой половине девятнадцатого века по линии Малой Никитской уже стояли длинные двухэтажные дома с усадебными службами. В 1860-х, когда после отмены крепостного права обширным барским усадьбам пришел конец, участок с домами выделили в самостоятельное владение.
В наши дни их реконструировали, сделав со стороны двора пристройки, малозаметные с улицы. Тут разместился отель с рестораном.
И в соседнем особнячке тоже ресторан.
А вот современное здание, которое попытались "вписать" в стиль улицы.
Ограды теперь почти везде глухие... И что там за ними прячут?
За Домом звукозаписи - ничем особо не примечательные доходные дома конца 19 века... Не примечательные внешне. А как исторический объект - вполне: в 1896 году в доме № 20 снимал квартиру Леонид Андреев, а в 1915 - 1922 году здесь со своей семьей жил актер Качалов. В честь этого Малая Никитская с 1948 по 1993 годы носила название улицы Качалова.
Элегантный особняк 1899 года постройки по проекту Эрихсона ныне занят посольством Лаоса...
Маски львов над окнами впечатляют...
Часть усадьбы князей Долгоруковых, так же разделенной на самостоятельные владения. Дом построен в середине 19 века. В 1873 году флигель во дворе снимал Петр Ильич Чайковский.
Еще одно строение той же разделенной усадьбы. В 1820-30-х годах дом принадлежал Н.А. Гончарову, тестю Пушкина. Правда, выглядел дом тогда вот так:
Во второй половине 1880-х дом был перестроен архитектором Кольбе почти до неузнаваемости. Сейчас трудно представить Александра Сергеевича, приезжавшего сюда в гости к невесте и будущим родственникам.
Усадьба выходила на две улицы, поэтому некоторые источники приводят адрес дома Гончаровых по Большой Никитской. Но Википедия в статьях о Большой и Малой Никитских относит адрес именно к Малой.
Николай Афанасьевич Гончаров в молодости
Комаров В.П. Пушкин и Гончарова. Знакомство
Дом Гончаровых был выделен в самостоятельное владение в 1830-х годах. А это оставшаяся часть усадьбы, которая сейчас находится на реконструкции.
Какие-то службы, имевшие отношение к усадьбе и явно развернутые фасадом не к улице...
Напротив - дом жилищного кооператива "Кремлевский работник", построенный во второй половине 1930-х... Тут все ясно, эта нога кого надо нога.
В размещенном в доме антикварном магазине сильно упали цены. Железная лапа кризиса...
Большая часть старых домов превращена в офисы...
Улица в целом ухоженная, но работы по реконструкции старых зданий ведутся тут постоянно...
Вот еще одна усадьба, скрытая строительными лесами и сетками - дом Долгоруких-Бобринских. Найля щель в ограде и сунув туда нос, я убедилась, что работы ведутся как-то излишне медленно. На площадке было полное затишье. Не загубили бы ценную постройку. Эта усадьба "играла роль" дома Ростовых в экранизации "Войны и мира" Бондарчука. Хотя Толстой-то описывал другую усадьбу Долгоруких, на соседней Поварской...
Маленькие домики привести в порядок проще...
А вот надстойки и наращивание этажей и мансард на старых домах редко бывает удачным...
Еще один дом, построенный по проекту Пиотровича в 1912 году.Он тоже реконструирован, но надутые женские головки тут как тут...
И вот - жемчужина Никитских ворот, храм Вознесения Господня, в котором венчались Пушкин и Наталья Гончарова... Этим храм более всего и знаменит.
Об этом свидетельствует и памятная доска, правда, ее на стене церкви надо еще поискать.
К строительству храма приложили руку разные архитекторы. Известен он с 16 века, и за свою историю неоднократно перестраивался. Проект 18 века связан с именами Баженова и Казакова, но в 1812 году Большое Вознесение сильно обгорело и в 1820-х годах было полностью перестроено. Здание, которое мы знаем, построено по проекту Шестакова, позже доработанному Бове. 60-метровая колокольня, проектировавшаяся Шестаковым, так и не была построена. После смерти Шестакова "доводил" постройку Тюрин, отказавшийся от такого излишества. Колокольню возвели только в наши дни, в начале 2000-х годов, на фундаменте старой звонницы, обнаруженном при реставрационных работах. Таким образом, авторская задумка архитектора Шестакова была воплощена.
Без высокой колокольни храм выглядел так.
Портики над входами в церковь - идея Бове. Они появились в 1830 году, так что Александр Сергеевич, венчавшийся с Натали в 1831 году, вероятно спускался об руку с новобрачной с этого крыльца...
В. Чернышев. Венчание
Во дворе храма в 1957 году был открыт памятник Алексею Толстому. Теперь часть двора с памятником "отрезана" от церковного участка и превращена в маленький скверик, где барственно восседает писатель. А оставшаяся часть дворика церкви обнесена забором и засажена цветами.
Большая и Малая Никитская перед храмом сходятся, из дворика можно выйти и на одну, и на другую улицы. На Большой Никитской тоже есть, на что посмотреть, но это сюжет для другого рассказа...
На Малой Никитской еще осталось кое-что интересное... Вернемся туда.
Например, особняк Рябушинского, классическая постройка московского модерна, выполненная архитектором Шехтелем в 1900-03 годах. Советское правительство поселило в особняке вернувшегося из Италии на родину Горького, и сейчас там действует музей писателя. Может быть, потому и интерьеры особняка сохранились...
Малая и Большая Никитская здесь сливаются, и вперед, к Манежу и Александровскому Саду, уходит только Большая Никитская... Здание ТАСС, похожее на клетчатый чемодан, виднеется слева...
Памятник "Россия и Армения - сестры по вере", установленный перед храмом Вознесения Господня в начале 2011 года.
И все же, все же... Здесь по-прежнему витают души Пушкина и Натали...
В. Устинов. Пушкин с женой в саду
Может быть, поэтому тут появился памятник Пушкину с женой... Но памятник странный...
Пушкин и Натали спрятаны в громоздкую каменную ротонду, установленную в центре фонтана...
А вокруг цепи, цепи, и довольно массивные. Что они символизируют? Неужели - супружеские кандалы?
А рядом, на боковой стене дома, выходящего на Никитский бульвар... ааааа! ...панно, на котором Пушкин и Гончарова делают селфи... У автора какая-то извращенная фантазия...
Зато магазинчик на Никитском бульваре приятно офрмлен. Тут торгуют не только цветами и сопутствующими цветам товарами, но и одеждой...
Однако манекены в витрине совсем затерялись среди растений и вазонов...
Journal information