?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда речь заходит о передвижниках, чьи имена приходят на ум? Репин? Крамской? Суриков? Шишкин? Вряд ли кто-то теперь вспомнит Николая Бодаревского. Имя этого художника незаслуженно забыто, хотя некоторые его работы хорошо известны. Вот только имя автора назвать не могут...

бод.авт.и.мод
Николай Бодаревский. Автор и модель (автопортрет за работой)

Николай Корнилиевич Бодаревский родился в 1850 году в Одессе. Его семья была дворянской, считавшей себя потомками рода молдавских господарей Чегодар-Бодарескул. Впрочем, жили Бодаревские небогато - отец служил обычным чиновником, и на момент рождения сына Николая носил весьма невысокий чин - титулярного советника. Однако, интерес сына к живописи родители всячески развивали и, заметив, что у мальчика есть способности, отдали его в рисовальную школу. В 1868 (по другим сведениям в 1869) году Николай Бодаревский уехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Все время обучения преподаватели считали его одним из лучших учеников. Он регулярно получал награды за свои произведения - 4 серебряных и 2 золотых медали присвоили ему в годы учебы. За картину "Апостол Павел объясняет догматы веры..." в 1875 году ему было присвоено звание классного художника 1 степени.

бод.ап.пав
Апостол Павел объясняет догматы веры перед царем Агриппой

В 1880 году Бодаревский примыкает к передвижникам и начинает выставлять свои картины на Передвижных выставках, а с 1884 года становится официальным членом Товарищества Передвижных художественных выставок.

бод.в.лес.чащ
В лесной чаще

Товариществу передвижников Бодаревский оставался верен до 1918 года. Но так случилось, что отношения со многими коллегами по "передвижному цеху" у него не сложились, а это определило и восприятие его творчества и в своем кругу, и позже, во всем художественном сообществе, где передвижники к 1930-м годам были чуть ли не канонизированы (что не мешало представителям власти порой делать невыносимой жизнь их близких).

передвиж
Художники-передвижники, Бодаревский в ряду сидящих, крайний справа, рядом со стоящим Репиным.

У Бодаревского был широкий творческий диапазон - он мог с равным успехом писать все, что угодно: полотна исторической и религиозной тематики, пейзажи, портреты, в том числе и салонные, жанровые сценки, пикантные "ню"... Художник просто не замыкался в узких рамках, но его коллегам это казалось неразборчивостью и всеядностью, не позволяющей оттачивать мастерство в рамках определенного направления. Еще один повод для претензий - тематика. Передвижники старались запечатлеть "подлинную жизнь", каковую зачастую видели в изображении бедных крестьян, нищих, пропойц, религиозных фанатиков на церковных праздниках... Сценка на пляже, где мать и дитя принимают солнечные ванны, жизненной им не казалась. Но у Бодаревского даже крестьяне выглядели вполне довольными жизнью, пели и плясали как на "Малороссийской свадьбе", более того, вполне дружелюбно общались с помещиками и принимали от них поздравления.

бод.свад.в.малор
Свадьба в Малороссии

бод.сол.ван
Солнечная ванна
Ну как одесситу обойтись без моря. солнца и пляжа?

И крестьянские дети в его изображении не вызывали чувства сострадания.
бод.дев.гус
Девочка, следящая за гусями

бод.дев.из.малорос
Девочка из Малороссии

На Украине много красивых детей, и если бы Бодаревский не изображал их таковыми, он как раз и погрешил бы против правды жизни. Однако, хотя коллеги и признавали, что тематика подобных работ в целом совпадает с направленностью передвижных выставок, страшно критиковали художника за отсутствие социальной остроты.
Но когда его угораздило написать девочку с кошкой и девушку с цветком, это было воспринято как эталон пошлости и смертный, непростительный грех для передвижника. Этой кошкой Бодаревский подписал себе "приговор"...

бод.дев.с.кош1

"Когда к передвижникам влилась новая струя из Московского общества художников — Бялыницкий-Бируля, Жуковский,
Петровичев, Туржанский и другие, за которых, к слову сказать, самым ярым ходатаем был Репин, — для новых пришельцев
явился совершенно недопустимым Бодаревский. Мало кто теперь помнит этого ужасного художника, специализировавшегося
на женских портретах и являвшегося воплощением пошлости. Все его красавицы точно сошли с конфетных или папиросных коробок, только в увеличенном виде. Но он был старым членом Товарищества передвижников, и отделаться от него было
трудно. Однако его картины, большие, яркие и крикливые, портили всю физиономию выставки.
Большая часть художников обратилась к Репину как к наиболее чтимому и авторитетному члену общества
с просьбой очистить выставку от Бодаревского. Репин огорчился.
— О, о, о... нельзя же... как-то нужно... по-товарищески... Да бог с ним — пусть висит!
Художники замолчали. На другой день назначен был обход — еще до вернисажа. Репин пришел.
Выставка была очень удачна. Репин ходил от картины к картине, но все беспокойно возвращался к полотну
Бодаревского, словно его тянуло. Вдруг не выдержал: подошел к Бодаревскому и, дернув его за рукав,
умоляющим тоном воскликнул:
— Николай Корнилиевич! Уберите, не сердитесь, уберите... Портит все... и портит вам!"

Это цитата из воспоминаний Т.Л. Щепкиной-Куперник.  Слова, очень жестокие по отношению к Бодаревскому. Пусть меня простят те, кто относится к Щепкиной-Куперник с пиететом, но на мой взгляд, она и сама была на редкость пошлой и безвкусной особой.

щепкина-куперник.репин
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, портрет работы И.Е. Репина

Прославилась она переводами пьес европейских драматургов, излагая монологи такими словами: "Любовь - это сон упоительный, свет жизни, источник живительный, в ней муки, восторг, в ней весна"... И как человек творческий, знаток и ценитель искусства, в своих "Поздних воспоминаниях" позволяла себе "пинать" тех, чьи работы не пришлись ей по вкусу. Тем более, что Бодаревского к тому времени уже давно не было в живых, а пинки в его сторону не расходились с официальной линией советского искусствоведения. Но и в начале 20 века у нее было немало "единомышленников".

бод.дев.с.роз
Николай Бодаревский. Девушка с розой

Среди передвижников главным антагонистом Бодаревского был Ефим Волков, средней руки пейзажист, ныне почти забытый. Один вид Бодаревского вызывал у него страшную ненависть, от которой Волков почти лез в драку.
"Выставка не открывалась без того, чтобы Волков не поссорился с Бодаревским, и очень крупно. Доходило дело до того, что некоторые иногда опасались: не подерутся ли Волков с Бодаревским.
Портретист Бодаревский Николай Корнильевич был тяжким крестом для передвижников. В молодости подававший надежды как живописец и отмеченный Крамским, он был избран членом Товарищества, но скоро как-то распустился, перевел все на заработок, на деньги. Его портреты нравились буржуазному обществу, главным образом дамам. Он до иллюзии точно выписывал модные платья, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угождая вкусам заказчиков.
Строил Бодаревский из себя художника-барина какой-то высшей марки. Необычайно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотря на довольно значительный заработок, постоянная задолженность. Затеи нелепые: строил себе дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в скале к морю. Во всем был сумбур и художественная пошлость. Но какой барин! Высокий и довольно красивый, в золотом пенсне и с надменным выражением лица. Как будто приказывал: "Эй, человек! подай мне!"
Передвижники не выносили его, но по уставу не могли исключить из своей среды, так как преступлений он все же не совершал. Только когда ставил вещи, спускавшиеся до уровня порнографии, товарищи протестовали и убирали их с выставки.
В этих случаях Волков выступал застрельщиком, говорил Бодаревскому откровенные, крайне обидные для авторского самолюбия слова и приказывал рабочим снимать непозволительные по правилам передвижников картины Бодаревского. Конечно, атмосфера разражалась грозой, доходившей чуть не до поединка, особенно на обедах, устраиваемых перед открытием выставки" (Я.Д. Минченков "Волков Ефим Ефимович")

Вещи, "спускавшиеся до уровня порнографии" - всего лишь довольно скромные по сегодняшним меркам "ню", без которых обходится редкий художник. Несколько подобных работ было создано и Бодаревским на протяжении жизни.

бод.в.мас.
Обнаженная в мастерской художника

А что касается портретов Бодаревского - в них как раз трудно заметить стремление приукрасить и примолодить модель, сделав из нее "куколку". Возьмем известные портреты императрицы Александры Федоровны - с недавнего времени их часто воспроизводят, как правило, без указания автора.
бодBodarevskiy_1907

Портрет 1907 года. Александра Федоровна на портрете красива, величественна (что вполне отвечало натуре), но художник не скрыл ни первых следов увядания, ни отсутствия улыбки, ни вечной боли в глазах - боли за больного ребенка, постоянно пребывавшего на грани жизни и смерти. И никакого стремления льстить высочайшей заказчице!

бод.а.ф.

марг.мороз.бодаревский.н.к.
Маргарита Кирилловна Морозова

То же мы видим и в других портретах. Вот портрет признанной московской красавицы, миллионерши Маргариты Морозовой. Маргарита выглядит здесь менее красивой, чем на других портретах, у Серова. например, или на фотографиях, и даже несколько старше своих лет. Но мы видим лицо не пустой, ограниченной кокетки. а женщины с серьезными интересами - Маргарита Морозова и вправду увлекалась философией и была одной из основательниц Религиозно-Философского общества, собрав вокруг себя интеллектуальную элиту Москвы.

бод.кн.гагар

Княгиня Гагарина (вот уж этой модели художник совершенно явно не льстил, хотя вышивка на платье и вправду выписана тщательно).

бод.бурыш.о.ф.
Портрет О.Ф. Бурышкиной (тоже без прикрас)

 Еще одна претензия художников к Бодаревскому была в том, что его "шарахало" от модернизма к академизму, от реализма к нео-классицизму... Но ведь это не так плохо, если мастер свободно владеет разными стилями живописи!

бод.кр.декад
Красавица-декадентка

бод.на.свид
На свидании

бод.портр.неизв
Портрет неизвестной

С неожиданной стороны художник раскрылся, когда его пригласили оформлять храм Спаса на Крови, возведенный на месте, где император Александр II получил смертельное ранение от руки террориста. Храм оформлен уникальными мозаичными композициями, эскизы для многих из которых были сделаны Николаем Бодаревским.

спас.на.кр
Внутреннее убранство храма Спаса на Крови

бод.мар.маг
Мария Магдалина

бод.св.цар.ал
Святая царица Александра

бод.ник.чуд
Николай Угодник

И еще один монументальный проект, воплощенный художником, хорошо знаком многим, но, опять же без авторства и, увы, не полностью.

бод.бол.зал

Именно Николаем Бодаревским были выполнены портреты великих композиторов, украшающие Большой зал Московской консерватории.

бод.вагнер
Бетховен

бод.вагнер1
Вагнер

бод.глинка
Глинка

К сожалению, в 1953 году, когда в Советском Союзе развернулась позорная борьба "с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом", пострадало и оформление Консерватории. Это был не уникальный случай - из университета увольнялись профессора, блестяще читавшие курсы зарубежной литературы (а пусть не прививают любовь к чуждому Стендалю или Бальзаку), расформировывались фонды музеев, зарубежные картины убирались в запасники... Вот и тут подсчитали, сколько отечественных и сколько зарубежных композиторов представлено на портретах в Большом зале Консерватории - и, о ужас! - оказалось. что зарубежных немного больше! Василий Сафонов, композитор и директор консерватории, делавший когда-то заказ Бодаревскому, явно был низкопоклонцем и космополитом! Генделя, Глюка, Мендельсона и Гайдна спешно вырезали из рам, а на их место поместили свеженаписанных Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова и почему-то Шопена (нет, Шопен тоже достойный композитор, но ведь не отечественный, хотя... Польша была в составе Российской империи!)
Только в конце 1990-х годов пропылившиеся и пересохшие портреты Гайдна и Мендельсона нашлись в Консерватории во время ремонта где-то за шкафом и после реставрации были вывешены на другое место. А судьба еще двух  портретов осталась неизвестной.

бод.гайдн
Гайдн (после реставрации)


бод.вид.на.м.кр.и.м.р
Вид на Московский Кремль и Москву-реку

Наиболее благожелательный отзыв оставила о художнике Вера Третьякова (Зилоти), дочь основателя знаменитой галереи:
"Вспоминая о Николае Корнилиевиче Бодаревском через целое полустолетие, перевидав за мою долгую жизнь
бесчисленное множество людей разных типов и национальностей, должна сказать, что не встречала человека
"объективно" более красивого по чистоте линий и тонкости раскраски его скульптурного облика.
Он был высок ростом, движения его были пластичны. Борода и волнистые волосы, зачесанные назад,
были русые, с золотистым оттенком, черты лица правильны, нос, в профиль чуть-чуть срезанный вверх,
не был лишен оригинальности; глаза светло-карие, тоже золотистого оттенка, были своеобразного разреза,
цвет лица светло-терракотово-золотистый. Все былo в гармонии. Не было ни слащавости, ни банальности.
Легко было его себе представить рыцарем, в латах, из какой-нибудь средневековой легенды.
Чувствовалось в нем глубокое сознание неотразимости своей красоты.
Он брал ее как неотъемлемое и само собой понятное, а потому держал себя скромно.
Одевался со вкусом, в гармонии со своей внешностью, все казалось сросшимся с ним самим".
Впрочем, Бодаревский, влюбленный в Веру. много лет безуспешно за ней ухаживал, но получил отказ. Она вышла замуж за другого...

кот.бодарев.любим.
Любимчик

В начале века Бодаревский относился к очень популярным художникам. Его картины многократно воспроизводились на эстампах и открытках, было много заказов на портреты; в 1908 году он стал членом Императорской Академии художеств. Несмотря на то, что многие передвижники хотели бы указать ему на дверь своего Товарищества, Бодаревский так и не порвал с ними, оставаясь там и своим, и чужим...

бод.дали
Дали

После революции художник перебрался в родную Одессу.

бод.жен.портр
Женский портрет

Но в 1921 году жизнь художника оборвалась. Он был похоронен на Первом городском кладбище Одессы, среди могил многих знаменитых людей. В 1934 году кладбище закрыли, а через год - сравняли с землей вместе с церковью Всех Святых, и устроили над ним парк культуры и отдыха имени Ильича. Могилы Льва Сергеевича Пушкина, брата великого поэта, художника Николая Бодаревского, актрисы Веры Холодной и многих-многих других оказались утраченными. Не говоря о местах упокоения простых горожан, на могилы которых больше не могли прийти ни вдовы, ни дети, ни матери...

бод.утро
Утро. Фотография утраченной работы Н.К. Бодаревского
promo eho_2013 август 17, 2024 01:46 1073
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
simfeya
Jul. 1st, 2013 12:58 pm (UTC)
Спасибо, что познакомили с Н.Бодаревским. Не знала раньше о таком художнике!
eho_2013
Jul. 1st, 2013 01:03 pm (UTC)
А художник, на мой взгляд, очень неплохой!
simfeya
Jul. 1st, 2013 02:11 pm (UTC)
Да, и на самом деле очень разносторонний.
Вот думаю, а не зависть ли - причина того, что его передвижники недолюбливали?
eho_2013
Jul. 1st, 2013 02:25 pm (UTC)
Очень может быть. У меня такая же мысль все время мелькает.
nuerchen
Jul. 1st, 2013 01:27 pm (UTC)
какое разнообразие! действительно, трудно сказать, что все эти полотна писал один и от же художник. Все себя искали, это понятно, но этот широко искал. Портрет императрицы, Александры Федоровны, прекрасный, пронзительный такой, живой. Спасибо за рассказ. Думаю вот по Вашему примеру тоже про парочку "местечковых", но достойных воронежских художников написать.
eho_2013
Jul. 1st, 2013 02:23 pm (UTC)
Обязательно! Несправедливо, когда о талантливых людях забывают. И как оказалось, такие очерки многим интересны.
nuerchen
Jul. 1st, 2013 01:29 pm (UTC)
и, как по мне, так его южное происхождение почти нигде не прослеживается. Кажется, такой вполне московский стиль, краски не слишком яркие...
eho_2013
Jul. 1st, 2013 02:24 pm (UTC)
Ну, писал-то он в основном на севере - в Петербурге, немного в Москве... И краски северные.
livejournal
Jul. 2nd, 2013 04:00 am (UTC)
Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих» в контексте: [...] Оригинал взят у в Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих [...]
il_ducess
Jul. 3rd, 2013 10:37 am (UTC)
Да у нас его несправедливо принижает.
Отличный был художник.
Спасибо большое. Такой обстоятельный рассказ.
Я так полюбовалась картинами...
eho_2013
Jul. 3rd, 2013 10:42 am (UTC)
И Вам спасибо за отзыв.
livejournal
Aug. 1st, 2013 11:26 am (UTC)
Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих» в контексте: [...] Оригинал взят у в Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих [...]
sserho
Aug. 20th, 2013 01:31 am (UTC)
Очень рад, что о Бодаревском начали писать. Много лет занимаюсь историей семьи Бодаревских. Не дадите ссылку о послереволюционном периоде жизни и дате смерти.
А насчет недолюбливали - характер у него действительно был своеобразный(высокоменрный,спесивый,нежный и заботливый)и шарахался он не только в жанрах , но и по жизни. Но в тоже время возьмите любой иллюстрированый каталог ТПХВ - большего количества репродукций нет ни у кого.Число открыток с его картинами просто огромное.
Насчет молдавских володарей это легенда.Таких володарей небыло. Бодаревские польского происхождения, правда в Польшу они действительно попали из Бессарабии. В Одессе родители Бодаревского владели доходными домами.Все 11 братьев и сестер Николая Корнильевича были более чем обеспеченными. Сам Н.К. и здесь входил в крайности - безденежье чередовалось с богатством. Жил он в трех городах: Одессе,Киеве,Москве.
eho_2013
Aug. 20th, 2013 05:42 am (UTC)
Спасибо за интересное дополнение. По поводу молдавских господарей - версия исходила от самого Бодаревского, потому я и использую форму: происходил из семьи, которая считала себя потомками господарей...
О послереволюционном периоде жизни мне известно мало - уехал в Одессу, в 1921 году умер. Дата смерти фигурирует почти во всех биографических источниках. Сведения о захоронении можно найти у авторов, писавших о печальной судьбе уничтоженного кладбища в Одессе.
сергей седох
Feb. 3rd, 2014 07:26 pm (UTC)
Спасибо за Ваш ответ,и извините за назойливость. Не дает покоя "Версия исходила от самого Бодаревского" не подскажите ссылку. Заранее благодарен.
eho_2013
Feb. 3rd, 2014 07:56 pm (UTC)
Увы, пост готовила более чем полгода назад, а ссылок на источники и даже списка использованной литературы не сделала. ЖЖ все-таки не академическое издание, здесь такие сложности не требуются. И сейчас уже не помню, кто именно об этом говорил. Когда сведения о нем искала, у кого-то из его знакомых (художников, вероятно, или Веры Третьяковой?) в воспоминаниях попалась версия того, что Бодаревский рассказал о себе. Или у Маргариты Морозовой в письмах? Но я давно отвлеклась на другие материалы, и все, что связано с Бодаревским, в памяти поблекло. У меня к нему не постоянный исследовательский интерес, а разовый.
Я собирала материал о Маргарите Морозовой, работала с ее перепиской в Отделе рукописей РГБ, и в связи с этим выплыл Бодаревский как автор ее портрета. Потом писала книгу о Николае Втором, и опять всплыл Бодаревский как автор портрета Александры Федоровны. Ну и история с портретами композиторов в Московской консерватории... Пришлось для общего развития собрать какие-то сведения о художнике, которыми и поделилась здесь. А всерьез исследовать биографию и творчество Бодаревского и собирать библиографические материалы о нем у меня намерения не было.
livejournal
Aug. 16th, 2014 07:09 am (UTC)
Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих
Пользователь kulupa сослался на вашу запись в своей записи «Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих» в контексте: [...] Оригинал взят у в Художник Николай Бодаревский: чужой среди своих [...]
virginian
Jun. 15th, 2017 08:46 pm (UTC)
Как еще Бетховена пощадили, не иначе кто-то вспомнил про любимого композитора Ленина. Наверно и про Вагнера тоже, говорят, что Ильич его привечал. Можно еше обяснить исчезновение Меньделсона, но Гайдна то за что?

А вообще, ну разве не прелесть?

Image result for художник Бодаревский
eho_2013
Jun. 15th, 2017 09:15 pm (UTC)
Гайдна - безвинно)))

А картина - класс!
Pit Poter
Feb. 26th, 2018 10:11 pm (UTC)
Хорошая статья
Правдиво и честно написано о талантливом художнике, которы ничем не хуже, а скорее лучше многих передвижников
eho_2013
Feb. 26th, 2018 10:43 pm (UTC)
Re: Хорошая статья
Спасибо за отзыв.
Pit Poter
Feb. 27th, 2018 09:13 pm (UTC)
Re: Хорошая статья
Я с вами согласен!
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com