
От входа в "Музеон" не то, чтобы шла толпа к входу в новую Третьяковку, но движение людей наблюдалось.

Сперва мне показалось, что у входа почти свободно...

Но к этому входу просто перетащили автобус, превращенный в лавку букинистических книг, и он закрывал вид...

Очередь была, но умеренная. Сопоставимая с очередью на возлагание цветов у Французского посольства на соседней Якиманке (хотя их глупо сравнивать)...
Публика в очереди была "своя" - девушка впереди меня все время звонила по телефону известным спортсменам, представлялась: "Я автор фильма, который будут о вас снимать для канала "Матч" - и договаривалась о съемках. Сзади два господина с интеллигентными бородками с проседью радовались, что на каком-то ток-шоу дело не дошло до плескания водой в лицо оппонентам, а потом перешли к обсуждению своего противника из соцсетей.
- Я зашел к нему на страничку. Актер. Ни одной своей мысли, сплошные перепосты. Зато все время размещает свои фото - так, сяк, наперекосяк...
- Так актер же!
- Но он их еще и подписывает! Сидит с перекошенным лицом, и подпись: "Думы окаянные..." Так и хочется сказать: "Какие у тебя думы? Какое житие твое..."
Нет-нет, я совсем не хотела подслушивать... Но если люди ведут свою беседу в очереди в Третьяковку прямо в уши впереди стоящим, значит, секретов от общества у них нет.
В дверях стоит рамка и производится досмотр "ручной клади", как в аэропорту... Наш ответ террористической угрозе. Куда от этого деваться? Сходство с аэропортом довершают столбики с ленточками, натянутыми для ограничения очереди к стойке с билетами как к стойке регистрации...
А выставка? Выставка потрясающая!
Снимать на выставке категорически запрещено, поэтому несколько репродукций работ Серова пришлось позаимствовать в сети...
Портрет С.М. Боткиной (из Русского музея)
Выставка огромна, разместили ее на трех этажах. Картины из Третьяковки, Русского музея, из музеев Франции, Дании, Белоруссии, Армении, из региональных музеев России, из частных коллекций. И собранные вместе, они дают совершенно иное представление о творчестве художника. Например, портреты детей императора Александра Третьего были написаны в одном стиле, вероятно, для одной из комнат императрицы Марии Федоровны. Теперь же портрет великой княжны Ксении хранится в Пскове, портрет Ольги в Третьяковке, и портрет Михаила (считающийся незавершенным, хотя производит вполне законченное впечатление) тоже в Третьяковке, но судя по всему - в запасниках, он почти неизвестен. И увидеть их рядом, взаимодополняющими друг друга так, как рассчитывал их разместить художник, большая редкость...
Великая княжна Ольга Александровна
Великая княжна Ксения Александровна
Эти портреты легли в основу парадного группового портрета Александра III с семьей, написанного Серовым. Полотно погибло в дни Отечественной войны. Поэтому эти портреты, уцелевшие, представляют особую ценность...
Огромный зал на третьем этаже полностью отдан серовскому портрету. Наряду с наизусть известными работами из Третьяковки, вроде "Девочки с персиками" (она украшает и афишу, и буклет выставки), здесь есть картины, впервые за истекшее столетие привезенные в Москву, например, портрет двоюродной сестры художника Марии Львовой (Симонович), доставленный из Парижа.
Эта же кузина Серова изображена и на знаменитом портрете ("Девушка, освещенная солнцем") из Третьяковки...
Интересен для москвичей и портрет отца художника (композитора Серова) из Русского музея... Почему-то портрет мало известен, во всяком случае, за пределами Петербурга...
Доставленный из Дании портрет императора Александра III не относится к числу любимых мною картин - в алом парадном мундире полковника датской королевской гвардии (чин, "подаренный" царю тестем, датским королем) и треуголке с пышным плюмажем Александр смотрится несколько карикатурно. Зато в оригинале можно рассмотреть лицо девочки, выглядывающей из окна королевского замка за его спиной - это младшая дочь императора Ольга.
Вот этот портрет, написанный Серовом в 1900 году, уже после смерти Александра, кажется гораздо более удачным и органичным... Он тоже представлен на выставке...
Портрет Акимовой, доставленный из Еревана. Сам Серов считал его одной из лучших своих работ...
Как всегда, в таких местах узнаешь много нового. Это - супруга Ивана Морозова, младшего брата Михаила Морозова (текстильные маганаты Морозовы-Тверские)... Прежде, чем окрутить миллионера, мадам была популярной певицей в дорогом и модном московском ресторане "Яр".
Чудесны детские портреты... Представлен не только знаменитый портрет Мики Морозова, сына Михаила Морозова, но и множество других, вполне равноценных портретов детей.
На втором и третьем этаже - больше графики, а также театральные работы - эскизы костюмов, афиши, шаржи, занавес, расписанный для "Русских сезонов" в Париже... Здесь же "Похищение Европы" и знаменитые портреты Иды Рубинштейн, Гиршман, один из портретов Орловой-Давыдовой ("главный" ее портрет в зале на третьем этаже)... Графические портреты не менее хороши, особенно детские...
Девочки Касьяновы
Выставка настолько обширна, что осмотреть все с должным вниманием трудно. Письма и фотографии пришлось посмотреть бегло, силы кончались... (У княгини Орловой-Давыдовой потрясающий почерк, не просто каллиграфический и красивый, но и совершенно индивидуальный). Думаю, пару раз на выставку еще нужно вернуться - она продлится до 17 января...
Уходя, снимаю вестибюль с верхнего яруса - очередь за билетами стоит до самого вечера...

Конечно, даже упомянуть все экспонаты выставки невозможно... И я очень советую всем, у кого есть такая возможность, там побывать!
Journal information