
Женщина в брюках? Это давно кажется вполне естественным и даже скромным нарядом. Во всяком случае, не только на производстве или на стадионе, но и в аудитории института, в офисе, в больнице, в ресторане и даже в оперном театре женщина в брюках никого не шокирует. Но так было далеко не всегда. Еще в 1870-х годах брюки были для большинства женщин в европейских странах большой экзотикой (это на Востоке брюки зачастую входили в ансамбль национального костюма женщин и никого не шокировали при общей строгости нравов).
Дамам в обыденной жизни полагалось выглядеть так:

Моды 1874 года: платье для визитов, бальное платье, домашнее платье и т.д. И обязательно юбка, талия, затянутая в корсет, и сзади тюрнюр...
Брючки допускались лишь в купальных костюмах и на самых юных и стройных дамах. Но это был именно купальник и ничто другое, шагнуть в таком наряде чуть дальше полоски прибрежного песка было бы полным неприличием.

Даже если дама скакала на лошади, она наряжалась не в брюки, а в "амазонку" с пышной юбкой, садилась на дамское седло бочком и свешивала ножки на одну сторону.

Но в жизнь все более активно вторгалось новое, например, увлечение велосипедами. И дамы не хотели отставать от своих кавалеров. Как же юбки мешали им в этом увлечении!

Велосипедная прогулка в 1887 году. Насколько дамский велосипед отличается от мужских!
Дамы все больше увлекались велосипедами, а велосипеды становились все более похожими на современные. И в конце концов представительницы прекрасного пола их оседлали.

И начались проблемы! Длинную юбку затягивало в цепь или закручивало в спицах, и с несчастными велосипедистками случались аварии. Жизнь потребовала наряд с брюками для катания. Но поначалу брючки все же стыдливо скрывали.

Костюм для велосипедной езды начала 1890-х годов. На даме брюки-бриджи, которые прячутся под юбкой, достаточно короткой, чтобы не попадать в цепь. Краешек брючины можно увидеть только в случае, если ветер приподнимет подол тяжелой твидовой юбки.
Отдельные раскованные дамы вскоре юбочку отменили и стали кататься без нее, прямо в бриджах:

Это было вызовом обществу, но у отважных велосипедисток нашлось много сочувствующих, и они осмелели.
Дамы-эмансипе стали позволять себе брюки даже в отсутствие велосипеда... Правда, это были скорее юбки-брюки, но и для них требовалась неописуемая смелость. В 1897 году в Оксфорде, в ресторане одного из отелей дамы из высшего света давали банкет своего клуба. Джентльмены также были приглашены, сервировка казалась изысканной, меню подобрано со вкусом, и все, казалось бы, обещало безупречный вечер, но... Все дамы прибыли в брюках! Джентльмены были скандализованы, весть о происшествии проникла в газеты и разлетелась по миру. Но другие дамы не ужаснулись, а стали то тут, то там подражать англичанкам.

Брюки прикрыты полами плащей, но они на дамах есть!

Вот как элегантно можно приподнять ножку, если ты в брюках!

Наличие брюк по крайней мере на даме с центре группы уже не вызывает сомнений.
В начале 20 века брюки на дамах становятся все более похожими именно на брюки, а не на юбку. Можно было нарядиться вот так:

Или вот так:


Вот еще одна дама в брюках, и можно рассмотреть ее наряд с разных сторон:

Она же стоя...

Она же с приподнятой ножкой...
Все поняли, как этой даме удобно жить без корсета и в брюках. Удобно ходить, нагибаться, поворачиваться. Революцию в моде, обусловившую отказ от корсета и введение в дамский гардероб брюк, провел французский модельер Поль Пуаре.

"Король парижской моды" начала 20 века Поль Пуаре
Под впечатлением проходивших в Париже "Русских сезонов" Дягилева Пуаре в 1911 году создал принципиально новый женский брючный костюм - свободные брюки, схваченные у щиколоток на манер шароваров, и сверху - удлиненная кофточка типа туники или кимоно, прикрывающая все "проблемные места". Русский балет был в такой моде, что и предложенные Пуаре модели, хоть и вызвали скандал, стали очень популярными.

Модели Пуаре,, в том числе и брючные ансамбли, во многом определили стиль времени, которое называют "бель эпок" ("прекрасная эпоха"), и повлияли на развитие моды во всем мире, в том числе и в России.

Еще одна модель Пуаре (выглядит довольно современно)
В салоне Поля Пуаре одевались не только французские аристократки и актрисы, но и русские великие княгини и жены российских фабрикантов. Впервые в Москву «реформированные» наряды Поля Пуаре привезла Анна Николаевна Бурышкина, жена наследника богатейшего «Товарищества мануфактурных товаров А. В. Бурышкина». В своей книге «Москва купеческая» её супруг П.А. Бурышкин вспоминал, что она надевала их «к некоторому смущению тех, к кому мы ездили в гости». Еще не все москвичи были приучены к новой моде.

Зинаида Гиппиус, портрет работы Льва Бакста
Все же были и в России свои фанатки брюк, скорее не в Москве, а в Петербурге, среди столичной богемы. Увы, богемная жизнь в России вскоре кончилась и началась революция. Однако новые веяния заставили девушек-красноармейцев надеть мужскую одежду, и судя по всему, они неплохо себя чувствовали в солдатских галифе.
А в Париже безудержная фантазия Пуаре привела его к краху. Интерес к роскоши в середине 1920-х годов прошел, на смену изысканно-утонченным нарядам пришли прагматичные деловые костюмы. Модели кутюрье стали казаться чересчур вычурными, а он не смог приспособится к демократизации моды. Однако такой предмет как женские брюки взяла на вооружение новая королева моды - Коко Шанель, считавшая. что женщина должна быть одета прежде всего удобно.

Шанель в сконструированных ею брюках
Немало славе женских брюк поспособствовала такая звезда, как Марлен Дитрих. В 1930-х годах Дитрих снялась в кино в мужском костюме, напоминающем тот, что носил ее любовник, русский шансонье Александр Вертинский. После этого дамы принялись активно подражать ее стилю, а для нее самой брюки стали необходимой деталью гардероба.

Так женские брюки отвоевывали одну позицию за другой, пока окончательно не добрались до вершины модного Олимпа. К 1950-м годам это стал уже более, чем распространенный предмет гардероба каждой современной женщины. Но все же в их использовании еще существовали некоторые ограничения. Через пару десятилетий женские брюки одержали полную и безусловную победу. И с тех пор только укрепляют свои позиции.

Journal information