«Игры престолов» и средневековые мемы в интернете. Политика как война кланов и ощущение «конца времен». «Теллурия» и новый аскетизм... Иногда оно возвращается. Чем объяснить нынешнюю волну интереса к Средневековью? Чем мы обязаны Средним векам? Можем ли мы понять то время, помогает ли нам его изучение понять самих себя?
24 марта в 20:30 на мраморной лестнице РГБ пройдёт вечер разговоров и музыки «Возвращение Средневековья».
Иван Великанов и ансамбль «Alta Capella» играет французскую и английскую музыку XV века и объясняет, как она устроена.
Иван Шишкин (кафе «Delicatessen») наливает гостям пунш, приготовленный по средневековому рецепту.
Учёные-медиевисты обсуждают Средние века и наши о них представления.
Вечер организован совместно с образовательным проектом «Арзамас». В дискуссии будут участвовать Ольга Тогоева, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор курсов на arzamas.academy «Жанна Д’Арк: история мифа» и «Преступление и наказание в Средние века», Олег Воскобойников, ординарный профессор НИУ ВШЭ, Михаил Майзульс, историк-медиевист. Ведущий вечера — кинокритик Антон Долин.
Вход свободный. (Вообще свободный, без читательского билета.)
И специально к мероприятию наша библиотека приглашает на экскурсии-знакомства с рукописными западноевропейскими книгами, созданными в конце XIII — XV веках. Экскурсии пройдут с 25 марта по 1 апреля, посещение платное, по записи, запись в экскурсионном бюро РГБ.
В течение двух часов будут показывать вот такие книги и о них рассказывать:
Книга часов. Германия. 2-я половина XV века. На листе 25 содержится песнопение «Te Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»), текст которого был написан в конце IV или в начале V века. Церковная традиция приписывала его создание Амвросию Медиоланскому и блаженному Августину, что ныне ставится под сомнение некоторыми исследователями. «Te Deum …» пели в конце утрени по воскресеньям, а также на все большие праздники. Также гимн исполняли во время литургических процессий, приуроченных к особым случаям — коронации королей и императоров, возведении в сан церковных иерархов
Библия. Италия. Вторая половина XIII века. Книга украшена 154 историзованными инициалами, многочисленными бордюрами и медальонами. На л. 376 содержится первая глава Евангелия от Матфея, начинающаяся с родословия Иисуса Христа. Инициал «L»[iber], разделяющий колонки текста, выполнен в виде «Древа Иессеева». Согласно пророчеству Исаии в Ветхом Завете, Христос произойдет «…от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…» (Ис. 11:1—5). Внизу изображен спящий на ложе Иессей, отец пророка Давида, потомком которого считается Иисус, далее в медальонах представлены ветхозаветные цари и пророки. НИОР РГБ. Ф. 722. № 734
Градуал (обиходная книга с песнопениями и текстами для католической мессы). Италия (Флоренция). Конец XIV века. Коллаж из наклеенных на бумагу пергаментных фрагментов: фрагмент из Градуала дополнен более поздними вставками на бордюрах. Две записи XIX века на оборотной стороне листа приписывают миниатюру Джованни да Фьезоле, датируя её 1400 или 1380 годом. На фрагменте представлен отрывок из хвалебного гимна Фомы Аквинского «Lauda Sion Salvatorem» («Возноси, Сион, хваленья»):
Юный старых вытеснит,
Тьма бежит от истины,
cветом ночь сменяется.
Там Христос в своём величьи
Показал один обычай —
Памяти знамение.
Долг священный совершаем:
Хлеб, вино теперь вкушаем
Мы во избавление.
24 марта в 20:30 на мраморной лестнице РГБ пройдёт вечер разговоров и музыки «Возвращение Средневековья».
Иван Великанов и ансамбль «Alta Capella» играет французскую и английскую музыку XV века и объясняет, как она устроена.
Иван Шишкин (кафе «Delicatessen») наливает гостям пунш, приготовленный по средневековому рецепту.
Учёные-медиевисты обсуждают Средние века и наши о них представления.
Вечер организован совместно с образовательным проектом «Арзамас». В дискуссии будут участвовать Ольга Тогоева, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор курсов на arzamas.academy «Жанна Д’Арк: история мифа» и «Преступление и наказание в Средние века», Олег Воскобойников, ординарный профессор НИУ ВШЭ, Михаил Майзульс, историк-медиевист. Ведущий вечера — кинокритик Антон Долин.
Вход свободный. (Вообще свободный, без читательского билета.)
И специально к мероприятию наша библиотека приглашает на экскурсии-знакомства с рукописными западноевропейскими книгами, созданными в конце XIII — XV веках. Экскурсии пройдут с 25 марта по 1 апреля, посещение платное, по записи, запись в экскурсионном бюро РГБ.
В течение двух часов будут показывать вот такие книги и о них рассказывать:
Книга часов. Германия. 2-я половина XV века. На листе 25 содержится песнопение «Te Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»), текст которого был написан в конце IV или в начале V века. Церковная традиция приписывала его создание Амвросию Медиоланскому и блаженному Августину, что ныне ставится под сомнение некоторыми исследователями. «Te Deum …» пели в конце утрени по воскресеньям, а также на все большие праздники. Также гимн исполняли во время литургических процессий, приуроченных к особым случаям — коронации королей и императоров, возведении в сан церковных иерархов
Библия. Италия. Вторая половина XIII века. Книга украшена 154 историзованными инициалами, многочисленными бордюрами и медальонами. На л. 376 содержится первая глава Евангелия от Матфея, начинающаяся с родословия Иисуса Христа. Инициал «L»[iber], разделяющий колонки текста, выполнен в виде «Древа Иессеева». Согласно пророчеству Исаии в Ветхом Завете, Христос произойдет «…от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…» (Ис. 11:1—5). Внизу изображен спящий на ложе Иессей, отец пророка Давида, потомком которого считается Иисус, далее в медальонах представлены ветхозаветные цари и пророки. НИОР РГБ. Ф. 722. № 734
Градуал (обиходная книга с песнопениями и текстами для католической мессы). Италия (Флоренция). Конец XIV века. Коллаж из наклеенных на бумагу пергаментных фрагментов: фрагмент из Градуала дополнен более поздними вставками на бордюрах. Две записи XIX века на оборотной стороне листа приписывают миниатюру Джованни да Фьезоле, датируя её 1400 или 1380 годом. На фрагменте представлен отрывок из хвалебного гимна Фомы Аквинского «Lauda Sion Salvatorem» («Возноси, Сион, хваленья»):
Юный старых вытеснит,
Тьма бежит от истины,
cветом ночь сменяется.
Там Христос в своём величьи
Показал один обычай —
Памяти знамение.
Долг священный совершаем:
Хлеб, вино теперь вкушаем
Мы во избавление.
Journal information