eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Петр Барановский. Простой великий человек

В этом году исполняется 90 лет музею Коломенское, столь любимому и москвичами, и гостями Москвы, и ценителями русской старины во всем мире. Разрешения на открытие музея было получено в 1923 году Петром Дмитриевичем Барановским, архитектором, искусствоведом, реставратором и удивительным знатоком русской культуры, которому мы обязаны сохранением множества величайших памятников. Причем, борьба за их сохранение порой была поистине героической.

Музей-заповедник Коломенское
kol1

Выходец из крестьянской семьи, Барановский обладал уникальными способностями. В 1912 году он получил диплом
инженера-строителя и лицензию на производство архитектурно-строительных работ. Одновременно его наградили медалью Московского архитектурного общества за проект реставрации Свято-Троицкого Герасимовского монастыря в Болдино.

Петр Барановский - студент. 1912 год
Барановский
В годы Первой мировой войны Петр Барановский был призван в армию, но продолжал учиться экстерном. и в 1918 году, в разгар революционных перемен, получил диплом искусствоведа.

Первая мировая война, военно-инженерные войска в Белоруссии. Петр Барановский в первом ряду, в центре
04

Вскоре он начал преподавать в Московском университете. В начале 1920-х годов Барановский одновременно с преподаванием занялся реставрацией Спасо-Преображенского монастыря и Митрополичьих палат в Ярославле, пострадавших во время антибольшевистского восстания.

Митрополичьи палаты в начале реставрации
яросл.
В 1921 году Барановский впервые отправился на русский Север, изучать памятники архитектуры. В одиночку, по стране, где еще шли бои гражданской войны, взяв с собой лишь мешок с солью, главной "валютой" того времени (благодаря соли можно было найти кров, нанять телегу или лодку, получить какую-то физическую помощь), Барановский путешествовал, обмеряя и описывая церкви и другие старинные постройки и собирая бесценный материал. Всего он предпринял десять таких поездок, используя для этого свои отпуска. Часть обнаруженных им памятников деревянного зодчества была спасена от гибели и позже перевезена в Коломенское.

Деревянный городок в Коломенском, созданный на основе экспонатов, привезенных Барановским

башня2

Комплекс Коломенского использовался в начале 1920-х годов сельскохозяйственной коммуной. В старинных постройках были устроены овощехранилища, свинарники, конюшни, сараи, общежития для рабочих. Сам Барановский, первый директор музея, проживал в комнатке общежития над конюшней. Но ему удалось создать здесь собственную школу реставрации и воспитать учеников, продолжателей своего дела. Порой ему приходилось рисковать жизнью. Он не раз срывался с высоких кровель и строительных лесов. В 1924 году верующие в Коломенском едва не убили Барановского, когда он занялся реставрацией церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, возвращая ей исторический облик. В его действиях церковная община усмотрела осквернение святыни. Но реставрация была продолжена. За фантастическую преданность делу Барановского называли Аввакумом ХХ века.

Петр Барановский в 1930-е годы
Baranovsky_

Он оставил научное описание взорванного Чудова монастыря в Кремле и был последним человеком, который покинул монастырские покои перед сносом (ухитрившись при этом вынести мощи митрополита Алексия). Барановский отреставрировал храм Казанской Божьей Матери на Красной площади, разрушенный и заброшенный после боев 1917 года. Храм позже все равно был снесен, но при его восстановлении в 1990-е годы архитекторы пользовались чертежами Барановского, что помогло выполнить не муляж, а исторически достоверную реконструкцию. Множество памятников истории - Храм Василия Блаженного, Крутицкое подворье, Спасо-Андроньевский монастырь (где позже появился музей Андрея Рублева), Пафнутьево-Боровский монастырь (место мученической смерти боярыни Морозовой), Соловецкий монастырь - уцелели лишь благодаря реставрационным мероприятиям Барановского, проведенными в разное время, и его горячему энтузиазму проявленному при их защите. Все памятники, сохраненные Барановским на просторах от русского Севера, Украины и Белоруссии до Азербайджана, невозможно и перечислить.

Митрополичья палата Крутицкого подворья (южный фасад)
Krutitskoe_podvorie

"Достали катер для поездки в Николо-Корельский монастырь, - писал Барановский в дневнике Беломоро-Онежской экспедиции в августе 1931 года. - В монастыре в настоящее время помещается сельхозкоммуна и лагерь пионеров. В главном Никольском соборе в папертях устроены спальни, в самом храме - клуб пионеров. Иконостас полуразрушен, вся резьба сбита, часть икон уничтожена. В малой церкви помещается театр Коммуны, все имущество церковного характера уничтожено". Именно на территории Николо-Корельского монастыря Барановский обнаружил и спас от разрушения уникальный памятник - проездную башню, позже перевезенную в Коломенское и ставшую жемчужиной в экспозиции русского деревянного зодчества.
Коломенское для Барановского всегда было "любимое дитя" (он называл спасенные памятники своими детьми, но, увы, многих "детей" все-таки потерял). Он по крупицам собирал коллекции Коломенского музея. Основой фонда древнерусской живописи стали десятки старинных икон, вывезенных им в 1927 году из разоренной церкви в маленьком селе Ознобишино. Когда в 1929 году начался массовый снос церквей, он постоянно ездил по Подмосковью, спасая старинный образа, оклады, мозаики, драгоценную утварь и другие предметы, украшавшие храмы. Только белого камня с художественной резьбой Барановским было собрано свыше 4000 единиц хранения. Архитектурные памятники Коломенского им бережно восстанавливались, освобождаясь от чужеродных наслоений, искажающих первоначальный замысел.

кол

Увы, работа Барановского в Коломенском была жестоко прервана... В 1933 году он был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и отправлен в сибирские лагеря. Домик Петра I (1702 года), который усилиями Барановского был в разобранном виде доставлен из Архангельска в Коломенское, собирали уже без него и с нарушением плана реставрации. А башня Сумского острога, едва не погибшая в пути на тонущей барже, так и осталась в запасниках музея несобранной и пролежала до наших дней.
Даже в ГУЛАГе Барановскому удалось вызвать уважение руководства.Будучи заключенным, он был назначен заместителем начальника строительной части Мариинского лагеря в Кемеровской области и продолжал строить музеи. Одна из его построек того времени - здание Сельскохозяйственного музея в Мариинске, возведенное по канонам русского деревянного зодчества. За доблестный труд Барановский в 1936 году был досрочно освобожден (редкий случай для политзаключенного!), но проживать в столице и ближнем Подмосковье он, человек, вышедший из мест заключения, не мог и устроился за "101 км" в городе Александрове, где занимался восстановлением резиденции Ивана Грозного и, одновременно, построек Троице-Сергиевой Лавры.
Только в 1938 году ему удалось вернуться в Москву и стать архитектором-консультантом Государственного Исторического музея.

Крутицкое подворье, в реставрацию которого Барановский вложил всю душу
Krutitskoe

Особое внимание Барановский уделял любимому Коломенскому, ставшему филиалом Исторического музея. Но работать ему по-прежнему мешали. Сохранились доносы некоего гражданина Беляева, сообщавшего в компетентные органы, что в музее Коломенского не ведется антирелигиозная пропаганда, и вина полностью лежит на разоблаченном враге народа Барановском, который уже отбывал наказание за антисоветскую деятельность, в силу чего не должен быть допущен к идеологическим учреждениям, каковым является музей. От нового ареста архитектора спас срочный отъезд в Азербайджан, где он также занимался научной реставрацией.
Все изменил 1941 год. Война оставляла на территории СССР страшные разрушения, и опыт Барановского в области реставрации оказался бесценным. С 1943 года Барановский работал в Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, занимаясь пострадавшими историческими памятниками. Реставрационную работу он продолжил и после войны.

Восстановление Спасо-Андроньевского монастыря
img (1)

В 1966 году Петр Барановский стал одним из основателей ВООПИК, общества, призванного возвести дело его жизни - охрану памятников, в ранг государственной политики.

Восстановленный Спасо-Андроньевский монастырь, ныне Центральный музей древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева
img

Последние годы жизни жизни почти ослепший архитектор провел в Больничных палатах Новодевичьего монастыря. В его маленькой комнатке хранились папки с описанием десятков памятников архитектуры, многие из которых оставили достоверный след лишь в архиве Барановского. И своими материалами он щедро делился с продолжателями своего дела. Скончался Петр Дмитриевич Барановский в 1984 году, в возрасте 92 лет.
Памятные доски с именем Барановского установлены на Дворцовых воротах Коломенского и на стенах Крутицкого подворья.

41-1
41-2

Баранов

В 1996 году в Москве, в издательстве "Отчий дом" вышел сборник, включающий труды Петра Барановского и воспоминания современников о нем. Как жаль, что в нынешние времена его заветы по сохранению памятников истории и культуры все чаще остаются забытыми...
тр.бар
Tags: Барановский, Коломенское, Крутицкое подворье, Спасо-Андроньевский монастырь, архитектура, история России, реставрация, храмы
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments