?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Одно из наиболее значительных зданий на Арбате - театр им. Евгения Вахтангова (дом № 26). Но интерес представляет не только нынешнее строение, но и сама история этого арбатского участка.
        В начале ХIХ века участок принадлежал князю А.М. Голицыну. Здесь стоял небольшой деревянный особняк, окруженный садом. В пожар 1812 года дом Голицына сгорел вместе со всем Арбатом. После пожара на прежнем месте отстроили новый деревянный особняк, естественно , декорированный в стиле "ампир", по московской моде - с шестиколонным портиком. В середине ХIХ века усадьба принадлежала генерал-майору Н.А. Бутурлину. В конце 1860-х годов участок как и многие в округе перешел в купеческие руки под новую застройку...


Генерал-майор Альфонс Леонович Шанявский

    В Москву тогда переехали сказочно разбогатевшие золотопромышленники: генерал в отставке Альфонс Шанявский, занимавшийся разработкой золотых приисков в Сибири, и его компаньоны - инженер Павел Берг и купец-чаеторговец Василий Сабашников, вложивший в прииски капитал. Все эта компания оказалась связанной с Арбатом - Шанявский купил бывший особняк Загряжского (Арбат, д. № 4), успевший поменять нескольких хозяев и превратившийся в гостиницу "Столица".

Здание народного университета Шанявского

Гостиница и прилегающие к ней строения были подарены Шанявским городу Москве с условием, что на доход от этой собственности будет основан общедоступный университет, в котором могли бы обучаться все желающие. Университет Шанявского стал гордостью дореволюционной Москвы.


Особняк Берга в Денежном переулке

Павел Берг, вложив свои капиталы в сахарорафинадные заводы, крупнейшую в стране Рождественскую мануфактуру, металлургические предприятия, превратился в одного из богатейших людей России. Его сын С.П. Берг купил участок с деревянным ампирным особняком в Денежном переулке (здесь с 1831 г. вплоть до своей кончины в 1852 г. жил писатель М.Н. Загоскин). Старый дом с флигелями снесли и возвели на его месте роскошный особняк, поражавший пышностью интерьеров. После революции 1917 г. в национализированном особняке разместили немецкое посольство и именно здесь был убит террористами посол Германии фон Мирбах. В настоящее время дом занят посольством Италии.


Особняк в Большом Левшинском, где поселились Сабашниковы после переезда в Москву

Василий Сабашников поселился в Большом Левшинском переулке в  особняке, где когда-то Белинский служил литературным секретарем хозяина. Особняк, также перешедший в купеческие руки, сдавался внаем и был арендован семьей сибирского золотопромышленника. Там у Сабашниковых родились два сына, Михаил и Сергей. Позже семья перебралась в собственный новый дом на Арбате, построенный на месте старой усадьбы Бутурлина.
Едва достигнув юношеского возраста, братья Сабашниковы, к тому времени лишившиеся отца, занялись издательской деятельностью и вскоре превратились в знаменитых книгоиздателей - просветителей, покровителей науки и меценатов.


         Михаил Сабашников в своих "Воспоминаниях" много рассказывал о жизни семьи в 70 - 80-е гг. ХIХ века, и, в частности, об их арбатском доме.
        Семья Сабашниковых, опровергая расхожее мнение о сибирских купеческих кланах, отличалась редкостной интеллигентностью. Их дом в Кяхте был своеобразным "культурным клубом", где собиралось местное образованное общество, в том числе, политические ссыльные и жившие еще в Сибири декабристы.
        Жена Василия Никитича Сабашникова, Серафима Савватьевна, была женщиной образованной (она закончила Институт благородных девиц в Петербурге), обладала изысканным вкусом и способностями к музыке. Живя в Кяхте, она была в курсе всех литературных новинок, выписывая книги из Москвы и Парижа, и охотно делилась лучшими изданиями с друзьями. Василий Сабашников ухитрялся через китайскую границу привозить даже запрещенный в России герценовский "Колокол", читать который приходили к нему все знакомые.
        Когда семья перебралась в Москву, встал вопрос о приобретении или строительстве собственного дома. Решили построить новый особняк, отвечающий вкусам и потребностям хозяев. Михаил Сабашников вспоминал:
"Вскоре родители решили обзавестись собственным домом. Таков был тогда обычай. Выбор местности пал на уже облюбованную часть города между Пречистенкой и Поварской. (...) Отец остановил свой выбор на владении, расположенном с солнечной стороны, посредине Арбата, между двумя переулками Большим и Малым Песковским, с проходным двором, по обширности своей оставлявшем возможность в будущем большой застройки. Осмотревшись в Москве, он учел, что Арбату предстояло занять господствующее значение в данном секторе города и что ценность участка и здания, на нем возводимого, должна была со временем значительно возрасти.
        Для постройки пригласили одного из лучших московских архитекторов того времени - Каминского, который и возвел в 1873 году особняк-дворец в стиле барокко. [По данным Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, строителем особняка Сабашниковых был Петр Дриттенпрейс, московский архитектор немецкого происхождения. Сын Дриттенпрейса, Владимир, настолько стеснялся неблагозвучной для русского уха фамилии отца, что в 1915 г. подал официальное прошение с просьбой разрешить ему именоваться Гончаровым по фамилии матери. Александр Каминский, ученик К. Тона, действительно был чрезвычайно популярным московским архитектором. Близкий родственник Третьяковых, он имел большие связи в среде крупных предпринимателей, буквально заваливавших его заказами. Десятки жилых домов, торговых и коммерческих зданий, церковных строений были выстроены в Москве по проектам Каминского. Возможно и Сабашниковы вели с ним переговоры о постройке своего арбатского особняка, но потом прередали работу другому архитектору, а детская память немного подвела Михаила Васильевича Сабашникова, удержав не все события. - Е.Х.] В ту пору испытанный, разработанный рядом гениальных зодчих, хорошо приспособленный к современным потребностям, прижившийся у нас классический (античный) стиль - считался устаревшим, "казенным". Строя себе особняки, новая буржуазия перепробывала все возможные, сначала исторические стили, затем декадентский, наконец, модерн, с тем, чтобы в начале века вернуться опять к уравновешенным формам классики.
        Владение занято теперь (Сабашников писал эти строки в 30-е гг. ХХ века - Е.Х.), но совершенно до неузнаваемости перестроено, театром Вахтангова. Великолепная мраморная лестница в два марша, белого мрамора с бронзовыми статуями, несшими освещающие лестницу лампы. Уютная зала с лепниной, отличающаяся редкостным резонансом, восхищавшим А.Г. Рубинштейна. Дубовая столовая. Черная гостиная с гобеленами и красная гостиная с кариатидами белого мрамора - все это исчезло после произведенных театром перестроек.
        Мамочка отдала устройству дома весь пыл, на какой она была так  способна, по рассказам знавших ее людей. Проекты архитектора обсуждались ею во всех частностях. Она ездила в Париж закупать и заказывать обстановку. Все было устроено со вкусом и с чувством меры. Ничего крикливого, бьющего на эффект. Быть может, выросши в простых жилых комнатах и спокойных парадных покоях этого величавого особняка, я потому и чувствую всегда какую-то бодрую отраду, бывая в красивых и художественно обставленных зданиях."


Михаил Васильевич Сабашников

        В семье Сабашниковых было две дочери - Екатерина и Антонина, и три сына - Федор, Михаил и Сергей. Они рано осиротели. В 1876 году родами умерла мать. Михаилу было тогда всего 5 лет, а Сергей был совсем малышом. Через три года скоропостижно скончался отец, Василий Никитич Сабашников. Над несовершеннолетними детьми была учреждена опека, но положение главы семейства невольно пришлось занять старшей сестре Екатерине, которой в год смерти отца исполнилось 20 лет. Дом и все домашние и хозяйственные хлопоты, ведение дел, связанных с отцовскими предприятиями, воспитание братьев - все легло на ее плечи.
Sabashnikov2big.jpg
Сергей Васильевич Сабашников

        Будущие знаменитые книгоиздатели и общественные деятели Михаил и Сергей Сабашниковы получили великолепное образование. В гимназии они учились только в первых классах. На семейном совете было решено организовать для мальчиков домашнее обучение, после которого они смогут экстерном сдать экзамены на аттестат зрелости. Для преподавания были приглашены самые известные педагоги и талантливые ученые того времени. Домашние занятия напоминали не скучные школьные уроки, а скорее университетские лекции. В 1892 г. Михаил поступил в университет. Сергей стал студентом в 1894. Но еще до поступления братья издали свою первую книгу - научный труд их учителя, профессора биологии П.Ф. Маевского. Михаилу тогда было 17 лет, его брату - 16. Впоследствии, основав собственную книгоиздательскую фирму, братья опубликовали множество трудов известных ученых того времени, в основном профессоров Московского университета. Особенно прославилось их издательство выпуском серий "Страны, века и народы", "Памятники мировой литературы", "Русские Пропилеи", "Пушкинская библиотека", "Ломоносовская библиотека" и др. Имена Сабашниковых оказались в ряду самых знаменитых книгоиздателей России. К.С. Станиславский называл издательство Сабашниковых "замечательным в культурном отношении".


Издание Сабашниковых

        Уже в советское время, возродив в годы НЭПа свое издательство, М.В. Сабашников издал серию мемуаров и дневников "Записи прошлого", включавшую "Дневники" В. Брюсова, "Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей" П. Бартенева, "Дневники" С.А. Толстой и др.
        Сестры тоже занимались издательским делом - старшая, Екатерина, сначала помогала братьям, первые книги юных Сабашниковых вышли под ее именем, но после замужества ее полностью поглотили семейные заботы. Младшая, Антонина или Нина, как называли ее в семье, издавала с 1885 по 1890 гг. журнал "Северный вестник". К ней в редакцию перешли сотрудники закрытых в 1884 г. "Отечественных записок" Г.И. Успенский, А.Н. Плещеев и др. С "Северным вестником" сотрудничали В.Г. Короленко, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, А.М. Горький.
        А.П. Чехов, узнав, что молодая издательница выходит замуж за юриста Алексея Владимировича Евреинова, в шутку написал Плещееву, редактору беллетристического отдела "Северного вестника": "Боже, какие вы неловкие люди, зачем вы отдали Сабашникову за этого монстра Евреинова? Зачем вы не подождали меня? В интересах литературы я охотно женился бы на ней. У меня "Северный вестник" тогда имел бы 10-15 тысяч подписчиков. Я половину приданого ухлопал бы на рекламу. И Сабашникова была бы не в обиде".
        Антонина Сабашникова считалась еще и весьма одаренной пианисткой, игру которой высоко оценивал сам Николай Григорьевич Рубинштейн, основатель Московской консерватории. Сын Антонины Васильевны, Б.А. Евреинов впоследствии стал одним из политических лидеров белоэмигрантских кругов.

Sabashnikova.jpg
Семья Евреиновых в 1915 году. Антонина Васильевна Сабашникова-Евреинова стоит в верхнем ряду слева.

        В доме на Арбате часто бывали друзья дома А.Л. и Л.А. Шанявские. "В лице этих "компаньонов по золотопромышленности" молодые Сабашниковы получили от отца своего наследие не менее ценное, чем доставшиеся им от родителей крепкое здоровье и материальное обеспечение", - писал М.В. Сабашников. Частым гостем был и близкий Сабашниковым человек, известный юрист Владимир Иванович Танеев, брат композитора Сергея Танеева. Владимир Иванович вел юридические дела Сабашниковых, в доме был принят запросто, любил пообедать и провести уютный вечер с гостеприимной молодежью сабашниковского семейства. Михаил Васильевич рисует интересный портрет этого человека на страницах своих воспоминаний. Бывая по делам в Москве, всегда посещал дом Сабашниковых и известный петербургский юрист А.Ф. Кони. "Он любил и мастерски умел рассказывать, выбирая рассказ в соответствии с настроением слушателей. (...) Приехав на открытие памятника Пушкину, он много произносил у нас стихов поэта", - писал Михаил Васильевич.
        Гостил в арбатском доме и знаменитый путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай. В его честь Сабашниковы устраивали парадные обеды. "На эти обеды приглашались лишь немногие близкие друзья. После обеда все общество размещалось в кабинете пить кофе и слушать рассказы Миклухи-Маклая. Он сам, взяв в руки чашку и помешивая ложечкой, располагался на корточках на старом отцовском ковре из тигровой шкуры около нининого кресла. В таком необычном положении он вел свое повествование глухим, гортанным, едва слышным голосом, останавливаясь иногда, как бы не находя подходящих выражений..." (М.В.Сабашников). Парадные обеды давались не только в честь знаменитого путешественника. Михаил Васильевич вспоминал: "Из знаменитостей, навещавших Москву, сестры чествовали парадным ужином Сарру Бернар, а затем Коклена. Неоднократно запросто бывал у нас А.Г. Рубинштейн. Он дал даже несколько концертов в нашей зале. (...) Он был тогда в зените своей славы, и , как впрочем часто бывает, у него были психопатические поклонницы, несомненно отравляющие ему его выступления."
        Когда дети Сабашниковых выросли и у всех были уже свои семьи и своя жизнь, родительский дом на Арбате продали. Покупателями стали отнюдь не случайные люди... Перед революцией особняк принадлежал В.П. Бергу - сыну Павла Берга, еще одного компаньона Василия Сабашникова по золотым приискам. Поэтому в москвоведческой литературе здание театра им. Е. Вахтангова часто именуют "дом Берга", хотя его первые хозяева, построившие этот дом и вложившие в него душу, - Сабашниковы. И Арбат детства наложил отпечаток на всю дальнейшую жизнь знаменитых книгоиздателей. Недаром знакомые называли Михаила и Сергея Сабашниковых "два брата с Арбата".
        К несчастью, Сергей Васильевич ушел из жизни рано. В 1905 г. он был ранен психически неуравновешенным человеком, доктором Валле, пришедшим с визитом в их дом. После долгой и тяжелой болезни, вызванной ранением, и нескольких операций, Сергей Сабашников скончался в марте 1909 г.
        В ноябре 1905 г. не стало и близкого друга семьи - А.Л. Шанявского. Михаил Васильевич Сабашников, ставший душеприказчиком покойного генерала, сделал чрезвычайно много для воплощения в жизнь завета Шанявского - организовать Народный университет. Сергей Сабашников, будучи членом попечительского совета университета Шанявского, несмотря на болезнь, в последние годы жизни тоже занимался вопросами устройства этого учебного заведения.
        Общественная деятельность очень много значила в жизни братьев Сабашниковых. Еще не став студентами, в 1891 г. они включились в работу по помощи голодающим. Сергей занимался этим делом всю жизнь,  Михаил - до советских времен (в августе 1921 г. он был арестован вместе с другими членами Всероссийского комитета помощи голодающим).
        Братья строили школы, отправляли ценные книги в учебные и общедоступные библиотеки. Они выделяли средства Румянцевской библиотеке (ныне Российская государственная библиотека, бывшая Библиотека им. Ленина) для приобретения дорогостоящих частных собраний (например, библиотеки профессора Тихомирова, включавшей большое число старопечатных изданий). Они же, выражаясь современным языком, "спонсировали проект" внуков А.И. Герцена, намеревавшихся издать труды деда.
        Братья Сабашниковы были в числе видных деятелей конституционно-демократической партии. Михаил Васильевич даже являлся членом ЦК партии кадетов, и, естественно, поддерживал близкое знакомство с П.Н. Милюковым.
        После революции М.В. Сабашников пять раз подвергался аресту: в 1918 г., дважды - в 1920, потом - в 1921, 1930 ... Правда, ни расстрела, ни ссылки не последовало. Но гибли и исчезали в лагерях родственники, друзья, знакомые. Трагично сложилась жизнь его сына Сергея - по сословным соображениям он был исключен из университета, трижды подвергался арестам, в 1952 г. его расстреляли.
        Михаил Васильевич скончался в 1943 году и не дожил до гибели любимого сына.
        Во время НЭПа Сабашников возродил свое издательство. Выпускавшаяся там в 1920-е гг. книжная продукция была самого высокого уровня. В 1926-1929 гг. издания Сабашникова вносились в списки лучших книг Международным институтом библиографии Н.А. Рубакина. Тем не менее, в 1929 г. М.В. Сабашникова с семьей внесли в списки на выселение из их собственного в недавнем прошлом дома как "нетрудовых элементов", а затем Моссовет принял решение о лишении их избирательных и других прав, что влекло по тем временам самые страшные последствия, вплоть до лишения продовольственных карточек. Заступился за знаменитого книгоиздателя А.В. Луначарский, ссылаясь на авторитет В.И. Ленина, высоко ценившего сабашниковские издания.
        В 1930 г. "Издательство Сабашниковых", как и другие частные издательства времен НЭПа, было ликвидировано.


Театр Вахтангова в особняке Сабашниковых/Бергов

        А арбатский дом Сабашниковых, хозяином которого на момент национализации являлся уже Берг, передали III студии МХАТа под руководством Е. Вахтангова. К тому времени интерьеры опустевшего дома были разграблены и испорчены пожаром. Капитальной перестройки здания не было - существующие помещения в 1921 г. приспособили к нуждам театра-студии. В большой гостиной оборудовали зал с 12 рядами кресел, всего на 150 человек, а смежную с гостиной комнату отвели под сцену. В кирпичной стене проломали небольшой портал.
        В 1922 г. умер Евгений Вахтангов. Четыре года спустя студия была переименована в Государственный театр им. Е. Вахтангова. Театр пользовался большой популярностью и нуждался в более просторных помещениях. Внутренний двор послужил резервом для дальнейшего расширения театра. Еще в 1920-х гг. зал был увеличен до 600 мест, потом до 900. При входе оборудовали парадный вестибюль, площадь которого в несколько раз превышала первоначальную площадь всего театра. После реконструкции 1929 г. вместимость зала возросла до 1100 человек. Многоярусный театральный зал с новой сценой возник на месте бывшего двора.
        28 октября 1926 г. в театре состоялась премьера спектакля по пьесе М.А. Булгакова "Зойкина квартира". В спектакле были заняты лучшие артисты - Зойку играла Цецилия Мансурова, Аметистова - Рубен Симонов, Аллилуйю - Борис Захава. "Зойкина квартира" шла с полным аншлагом до 1929 г. В честь театральных успехов Булгакова его любимый котенок получил имя Аншлаг...

        В "Театральном романе" Булгаков назвал театр им. Е. Вахтангова театром "Когорта дружных".
        Кстати, Михаил Афанасьевич был знаком с бывшим владельцем арбатского особняка, занятого театром. Булгаков бывал в доме М.В. Сабашникова, жившего тогда на Девичьем поле, читал там свои произведения. Зять Сабашникова, Леонид Леонов, послужил прототипом писателя Лесосекова из "Театрального романа". Догадывался ли Булгаков, поднимаясь по парадной лестнице театра Вахтангова и бывая во внутренних театральных помещениях, что находится в "доме детства" главы знакомой ему семьи?
        В начале войны, 24 июля 1941 г. в здание театра попала немецкая бомба. Этот район сильно бомбили - на Знаменке, на Пречистенке, на Гоголевском бульваре, на Плющихе, да и на самом Арбате были размещены крупные военные организации. Бомбы, как водится, часто попадали в сугубо мирные объекты. Часть театрального здания обрушилась, погибли несколько сотрудников и актеры, дежурившие на крыше, чтобы тушить "зажигалки"...

Разрушенный театр имени Вахтангова после налета немецкой авиации
Театр Вахтангова, разрушенный немецкой бомбой



        Но еще до окончания войны под руководством академика архитектуры П.В. Абросимова был создан проект восстановления театра, предусматривающий полную перестройку фасада.
        В 1947 г. реконструкция театра была завершена и он принял знакомый нам архитектурный облик. Сперва проект Абросимова критиковали - слишком непривычным был новый фасад здания. Считалось, что по своему масштабу он велик для старого Арбата, резко вырывается из окружающей застройки, стилистически чужд архитектурному решению улицы. Однако, москвичи быстро приняли и полюбили обновленный театр. Сейчас здание театра воспринимается уже как естественная и неотъемлемая составляющая архитектурного ансамбля Арбата.

Реконструированне здание театра

        В 1997 г. у здания театра был установлен фонтан "Принцесса Турандот" в честь неувядающего спектакля по сказке Гоцци, поставленного самим Вахтанговым и не сходящего со сцены до наших дней. Вахтангов работал над этой постановкой смертельно больным, в день премьеры он был прикован к постели и о триумфе своего спектакля узнал по телефону. Первым его поздравил Станиславский...

Posts from This Journal by “театры” Tag

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1073
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
alvarorecoba20
Apr. 20th, 2016 05:18 pm (UTC)
Приятного вечера!
eho_2013
Apr. 20th, 2016 05:19 pm (UTC)
Спасибо. И Вам!
alise84
Apr. 20th, 2016 06:01 pm (UTC)
Читается на одном дыхании.
eho_2013
Apr. 20th, 2016 06:08 pm (UTC)
Спасибо)))
Вячеслав Мешков
Apr. 20th, 2016 06:22 pm (UTC)
много букофф о взрыве театра
Страшные впечатления той июльской ночи 1941 года - одной из тех ночей, когда арбатскому мальчишке Юрию Казакову приходилось дежурить во время фашистских авианалетов на крыше своего дома №30 (где Зоомагазин), не давали писателю покоя даже спустя десятилетия. Из неоконченной повести "Две ночи" (разлучение душ"):

"Ночь шла на убыль. Самолеты, частью отбомбившиеся, частью отогнанные, начали уходить один за другим на восток и на запад, прожектора стали гаснуть, зенитки умолкать - приходило время отбоя.

Но последний, одинокий самолет еще бродил, как заблудившийся, еще ныл и вибрировал на недосягаемой высоте, в посоловевшем небе. На него уже не обращали внимания, хоть он с подозрительным упорством все возвращался и возвращался. Один только далекий прожектор вяло бродил по небу в надежде на счастье, и одна пушка (с соседнего высокого дома) посылала в высоту редкие неохотные очереди. Все остальные молчали и ждали. Скоро угас и прожектор, и только пушка все стреляла. Внизу перекликались и громко ходили дежурные во дворах и на Арбате.
- Эгей! - заорал Губан, и стало ему весело, закрутил над головой клещами. - Давай все сюда! Отбой!
<...>
Улыбка еще не успела сойти с их лиц, когда это случилось. Резкий, молниеносный грохот, подобного которому не слыхал никто из них ни разу за все ночи, потряс дом, раскидал всех, задушил и оглушил.

Если бы кто-нибудь в эту секунду (а все последующее, описанное в этой пространной цитате, продолжалось всего две секунды. - В. М.) посмотрел на Вахтанговский театр, он увидел бы, как в нежнейшем сиянии рассвета к небу вздымается тугой толстый столб чего-то плотного, черного. Это плотно-черное будто до сих пор находилось в сдавленном, спертом состоянии, а теперь, освободившись, все время расширялось, распухало, росло вверх и в стороны, из него все время вырывались новые перекрученные клубы и клубочки, и клубочки эти были уже не такие черные, как сердцевина, а посерее. И еще в этом громадном расширявшемся столбе черного мелькали, показываясь и пропадая, какие-то небольшие предметы, похожие на кубики и спички. Но это были не спички, а куски стен и балки, они были огромными, но на большой высоте казались маленькими, и только по тому, как медленно они переворачивались, выныривали из черного и опять прятались там, как в прибое, как в пене, можно было догадаться по медленности их кувырканий, какие они огромные и тяжелые. Но они не только летели вверх и кувыркались, они еще распадались на более и более мелкие куски, а балки, мгновение назад еще прямые, вдруг оказывались уже скрученными, и все это разрасталось, распухало, умножалось, как лавина, как снежный ком, и по своей похожести на лавину это должно было падать вниз, а оно двигалось, поднималось вверх, будто стало легче воздуха, как аэростаты, и движению этому, удалению от земли, казалось, не будет конца.
Наконец все остановилось, какое-то время висело неподвижно, а потом стало неохотно валиться назад и далеко в стороны по каким-то странным траекториям, дым совсем поредел и стал расползаться шапкой и тоже оседать вниз, но еще медленнее, чем валились обломки.
Этой устрашающей красоты никто не видел, потому что не только там, наверху, но и тут, на земле, все падало, рассыпалось, съезжали и разрывались крыши, валились стекла и рамы, отбитые карнизы, текла кирпичная пыль из глубоких оспин, оставленных на стенах визжащими раскаленными осколками, и уже давно - секунды две - лежали без сознания или убитые люди, застигнутые взрывом на открытом месте".

См. также: Вячеслав Мешков. "Отчий дом, или Арбат Юрия Казакова" // Арбатский архив. Вып.1. 1997. [Лена! есть ссылка, но боюсь за Церберку].
eho_2013
Apr. 20th, 2016 07:23 pm (UTC)
Re: много букофф о взрыве театра
Спасибо, очень яркое и страшное описание взрыва.

А "Арбатский архив" у меня в хозяйстве есть, так что я и без ссылки посмотрю, прямо в книге)))
aborigenarbata
Apr. 20th, 2016 09:01 pm (UTC)
Елена Викторовна, это не пост, а Титанов труд. Прочитав онемел. В районе Собачьей Площадки, в переулках, которых сегодня нет, было несколько домов полностью разрушенных и довольно много домов, на которых были видны следы бомбардировок. Недавно ходил по этим местам с приятелем-одноклассником и вспоминали, где стояли эти дома и дома, на которых были надписи - "Бомбоубежище".
eho_2013
Apr. 21st, 2016 12:48 pm (UTC)
Семья моей однокурсницы в начале войны проживала в доме, стоявшем на месте нынешнего МИДа. Она рассказывала, что там целый квартал накрыло при бомбежке, и ее бабушка осталась в том, в чем выбежала в бомбоубежище. А вернулась к руинам.
tanafi
Apr. 20th, 2016 09:50 pm (UTC)
Интересно про студию Вахтангова писала Цветаева
eho_2013
Apr. 21st, 2016 12:44 pm (UTC)
Цветаева дружила с вахтанговцами, более всех с Павлом Антокольским, а через него - со всей студией. У нее послереволюционное стихотворение есть об этой дружбе:

Друзья мои! Родное триединство!
Роднее чем в родстве!

Друзья мои в советской -- якобинской --
Маратовой Москве!

С вас начинаю, пылкий Антокольский,
Любимец хладных Муз,
Запомнивший лишь то, что -- панны польской
Я именем зовусь.

И еще Завадский и Алексеев там фигурируют.
laralelya
Apr. 21st, 2016 12:35 pm (UTC)
Лена, у тебя удивительный дар: ты так про всех пишешь, будто лично их знала)
eho_2013
Apr. 21st, 2016 12:46 pm (UTC)
Ларочка, мне доводилось много работать с разными личными документами давно ушедших людей, а это дает как раз такой эффект - близкого знакомства...
livejournal
Apr. 21st, 2016 03:14 pm (UTC)
Купцы Сабашниковы и театр им. Вахтангова.
Пользователь studiapriz сослался на вашу запись в своей записи «Купцы Сабашниковы и театр им. Вахтангова.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Купцы Сабашниковы и театр им. Вахтангова [...]
galik_123
Apr. 21st, 2016 05:22 pm (UTC)
Какие достойные люди! Спасибо, что Вы так подробно обо всех рассказали!
eho_2013
Apr. 21st, 2016 06:14 pm (UTC)
Да, И Шанявские, и Сабашниковы - люди удивительные и много сделавшие и для Москвы, и для русской культуры.
fontyler
Apr. 21st, 2016 05:36 pm (UTC)
Благородные, достойные люди, добрую память о себе оставили. Как жаль, что мы долго обо всём этом ничего не знали (историки - это особая каста, я говорю о рядовом человеке) .
eho_2013
Apr. 21st, 2016 06:15 pm (UTC)
Ирочка, хочется, чтобы о таких людях знали и помнили)))
fontyler
Apr. 21st, 2016 06:23 pm (UTC)
Да. К сожалению, всё это от нас утаивалось, чтобы мы не знали о своём великом наследии…
Как хорошо, что сегодня есть такие подвижники, как ты, Леночка, ведь всё это изложить, проиллюстрировать - колоссальный труд. Сил тебе и неиссякаемого энтузиазма.
eho_2013
Apr. 22nd, 2016 11:06 am (UTC)
Спасибо! Я засмущалась...
virginian
Apr. 21st, 2016 08:55 pm (UTC)
Елена, спасибо.

Очень интересная история, очень важно чтобы все эти достойные люди остались в нашей памяти.
eho_2013
Apr. 22nd, 2016 11:07 am (UTC)
Здравствуйте, Володя! Давно Вас не было видно...

Конечно, хочется, чтобы достойные события прошлого не уходили из памяти)
sir_roof
Apr. 22nd, 2016 09:24 pm (UTC)
"Особняк в Большом Левшинском, где поселились Сабашниковы после переезда в Москву"... кстати - его в 1890-х годах перестраивал Пётр Бойцов, создатель особняка Берга в Денежном пер.

А Василий Павлович Берг обратил внимание на талант Вахтангова, когда тот вообще был мало кому известен. И предоставил свой дом на Арбате для создания театра. А после революции, когда всё перевернулось вверх дном, уже Вахтангов пригрел своего "бывшего мецената". И В.П.Берг в должности завхоза до конца жизни кантовался при театре, проживая в маленькой комнатушке, но зато без риска для жизни...
(Но это опять-таки по словам правнучки С.П. Берга, а семейные воспоминания - дело такое...)
eho_2013
Apr. 22nd, 2016 10:16 pm (UTC)
Да, к семейным легендам нужен строгий подход. История создания театра Вахтангова достаточно подробно описана в разных изданиях, и до революции студия Вахтангова существовала в Мансуровском переулке на Остоженке, почему ее и называли Мансуровской. А вовсе не в доме Берга на Арбате. Дом был передан вахтанговцам в 1920 году, а до этого он горел и пустовал после пожара. Только через год они смогли использовать здание для нужд театра.
Из всей этой компании - Шанявский, Сабашников и Берг - последний менее всех склонен был заниматься благотворительностью. Похоже, на этой ниве Берги ничего существенного так и не сделали, во всяком случае упоминаний практически не встречается. Больше их волновало как повыгоднее разместить капитал.
А что Берга взяли завхозом в театр - верю. Наталья Троцкая, заняв особняк Маргариты Морозовой под Музейный отдел, тоже разрешила бывшей хозяйке жить в подвале и немножко помогать... И художник Остроухов служил в музее, созданном в его доме, демонстрируя посетителям свои коллекции.
eho_2013
Apr. 22nd, 2016 10:27 pm (UTC)
Уточнила по справочнику, изданному Музеем архитектуры Москвы - среди работ Бойцова особняк в Большом Левшинском не упоминается. В отличие от особняка в Денежном переулке.
Впрочем, там и перестройка не серьезная - ампирный облик дома сохранен, только портик убрали.
sir_roof
Apr. 23rd, 2016 09:10 am (UTC)
Сильно его Бойцов перестраивал или не очень - не знаю, но у Нащокиной в списке работ Бойцова этот адрес есть.
eho_2013
Apr. 23rd, 2016 09:45 am (UTC)
Ну, будем считать, что руку приложил.
galik_123
May. 26th, 2016 01:57 pm (UTC)
Ещё раз перечитала - очень информативная публикация, спасибо за ссылку. Теперь всегда под рукой))
eho_2013
May. 26th, 2016 02:57 pm (UTC)
Спасибо)))
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com