eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Старая Москва на рисунках Аполлинария Васнецова

Выставка «Старая Москва на рисунках Аполлинария Михайловича Васнецова»

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский читальный зал отдела рукописей РГБ
Когда: 15 июля — 10 августа 2016 года
Вход по читательскому билету РГБ



Анна Евгеньевна Родионова, главный архивист отдела рукописей РГБ, проводит экскурсию по выставке
для студентов Школы исторических наук Высшей школы экономики.
Открытие выставки.
РГБ, Дом Пашкова, Румянцевский читальный зал отдела рукописей РГБ, 15.07.2016.
Фото: Мария Колосова / РГБ



Апол­ли­на­рий Вас­не­цов, млад­ший брат из­вест­ней­ше­го рус­ско­го ху­дож­ни­ка Вик­то­ра Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва (мы зна­ем его по кар­ти­нам «Ви­тязь на рас­пу­тье», «Алё­нуш­ка», «Иван-ца­ре­вич на Се­ром Вол­ке», «Бо­га­ты­ри») ро­дил­ся 6 ав­гу­ста (25 июля по ста­ро­му сти­лю) 1856 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка в се­ле Ря­бо­во под Вят­кой (ны­не Ки­ров­ская об­ласть). В три­на­дцать лет маль­чик остал­ся круг­лым си­ро­той.

Он по­лу­чал об­ра­зо­ва­ние в ду­хов­ной се­ми­на­рии, но стар­ший брат, в то вре­мя уже сту­дент Пе­тер­бург­ской ака­де­мии ху­до­жеств, опла­тил млад­ше­му част­ные уро­ки жи­во­пи­си. Пер­вым учи­те­лем Апол­ли­на­рия Вас­не­цо­ва стал со­слан­ный в Вят­ку поль­ский ху­дож­ник Ми­хал Эль­ви­ро Ан­д­риол­ли. В кон­це 1870-х го­дов Апол­ли­на­рий пе­ре­би­ра­ет­ся к бра­ту в Моск­ву.

Уже в 1883 го­ду про­из­ве­де­ния Вас­не­цо­ва-млад­ше­го пред­став­ле­ны на экс­по­зи­ци­ях пе­ре­движ­ни­ков — То­ва­ри­ще­ства пе­ре­движ­ных ху­до­же­ствен­ных вы­ста­вок. Мо­ло­до­го ху­дож­ни­ка при­зна­ют — ме­це­нат Па­вел Ми­хай­ло­вич Тре­тья­ков при­об­ре­та­ет для сво­ей га­ле­реи кар­ти­ну «Се­рый день» («Се­рень­кий де­нёк»).

Ан­на Ев­ге­ньев­на Ро­ди­о­но­ва, глав­ный ар­хи­вист от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ, ку­ра­тор вы­став­ки, го­во­рит, что фо­то­гра­фий Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча по­чти не со­хра­ни­лось. За­то дру­зья-ху­дож­ни­ки за­пе­чат­ле­ли его на сво­их кар­ти­нах. Илья Ефи­мо­вич Ре­пин изоб­ра­зил Апол­ли­на­рия сре­ди пев­чих на кар­ти­не «Крест­ный ход в Кур­ской гу­бер­нии», а Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Не­сте­ров на­пи­сал с не­го этюд к кар­ти­не «Юность пре­по­доб­но­го Сер­гия».

В на­ча­ле ХХ ве­ка в твор­че­стве рус­ских ху­дож­ни­ков ста­ли по­пу­ляр­ны мо­ти­вы рус­ской ста­ри­ны: ис­то­рии, бы­та, фольк­ло­ра, по­все­днев­ной жиз­ни и празд­ни­ков. В пол­ной ме­ре это от­но­сит­ся и к ра­бо­там Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва. Ин­те­рес к об­ли­ку ста­рой Моск­вы и же­ла­ние как мож­но точ­нее пе­ре­дать его в сво­их про­из­ве­де­ни­ях по­тре­бо­вал се­рьез­ных ис­сле­до­ва­ний. Ин­те­рес пе­ре­шел в глу­бо­кую на­уч­ную ра­бо­ту.




Вско­ре Апол­ли­на­рий Вас­не­цов сде­лал­ся на­сто­я­щим зна­то­ком древ­ней сто­ли­цы. Он пре­вра­ща­ет­ся в ис­то­ри­ка, кра­е­ве­да, ар­хео­ло­га, не пе­ре­ста­вая быть пре­крас­ным ху­дож­ни­ком. Вас­не­цов изу­ча­ет ста­рин­ные кар­ты, вос­по­ми­на­ния, от­че­ты о рас­коп­ках, и на их ос­но­ва­нии вос­про­из­во­дит об­лик Моск­вы вре­мен Ива­на Ка­ли­ты и Ива­на Гроз­но­го, бы­то­вые сце­ны и на­род­ные празд­ни­ки ушед­ших ве­ков.

14 де­каб­ря 1909 года при Им­пе­ра­тор­ском мос­ков­ском ар­хео­ло­ги­че­ском об­ще­стве бы­ла ос­но­ва­на Ко­мис­сия «Ста­рая Москва», изу­ча­ю­щая па­мят­ни­ки ста­ри­ны и ста­ра­ю­ща­я­ся со­хра­нить их в пер­во­здан­ном ви­де, не до­пу­стить раз­ру­ше­ния и уни­что­же­ния ар­хи­тек­тур­ных и ис­то­ри­че­ских цен­но­стей. К 1917 го­ду Ко­мис­сия пре­вра­ти­лась в круп­ное и по­пу­ляр­ное на­уч­но-кра­е­вед­че­ское об­ще­ство. В 1918 го­ду Апол­ли­на­рий Ми­хай­ло­вич Вас­не­цов воз­гла­вил это об­ще­ство. И он сам, и дру­гие чле­ны Ко­мис­сии вы­сту­па­ли с до­кла­да­ми, рас­ска­зы­ва­ю­щи­ми об осо­бен­но­стях ар­хи­тек­ту­ры, гра­до­стро­и­тель­ства и усло­вий жиз­ни Моск­вы.

Ко­мис­сия по изу­че­нию ста­рой Моск­вы ста­ла од­ной из сек­ций Мос­ков­ско­го об­ласт­но­го бю­ро кра­е­ве­де­ния. Ра­бо­та ее про­дол­жа­лась до 1938 го­да, ко­гда бю­ро бы­ло рас­фор­ми­ро­ва­но, а мно­гие его чле­ны ре­прес­си­ро­ва­ны. До­ку­мен­ты — до­кла­ды, фо­то­гра­фии и ри­сун­ки — бы­ли пе­ре­да­ны в Го­су­дар­ствен­ную пуб­лич­ную биб­лио­те­ку СССР им. В. И. Ле­ни­на (сей­час — Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка).

Вы­став­ка в чи­таль­ном за­ле До­ма Паш­ко­ва уни­каль­на: впер­вые от­дел ру­ко­пи­сей РГБ пред­став­ля­ет на экс­по­зи­ции до­кла­ды и ри­сун­ки Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва в пол­ном объ­е­ме. На вы­став­ке они груп­пи­ру­ют­ся по раз­де­лам: «Мо­сты ста­рой Моск­вы», «Об­ще­ствен­ные ба­ни в Москве», «Баш­ни Моск­вы», «Мос­ков­ские во­ро­та», «Пла­ны Моск­вы по ри­сун­кам ино­стран­ных пу­те­ше­ствен­ни­ков». Их со­про­вож­да­ют до­кла­ды ху­дож­ни­ка: «Об­ще­ствен­ные ба­ни в Москве XVII ве­ка», «Се­ми­вер­хая баш­ня Бе­ло­го го­ро­да и при­ле­га­ю­щие к ней мест­но­сти», «Мо­сты ста­рой Моск­вы» и дру­гие.





Вы­сту­пая на от­кры­тии вы­став­ки, Вик­тор Фёдо­ро­вич Мол­ча­нов, за­ве­ду­ю­щий от­де­лом ру­ко­пи­сей РГБ, рас­ска­зал, как по ри­сун­кам и пред­по­ло­же­ни­ям Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча, ос­но­ван­ным на глу­бо­ком зна­нии ис­то­рии и бы­та древ­ней Моск­вы, ра­бо­та­ли ар­хео­ло­ги — и рас­коп­ки при­нес­ли ре­зуль­та­ты. «Твор­че­ский по­иск ху­дож­ни­ка, его ги­по­те­зы по­лу­чи­ли ма­те­ри­аль­ное под­твер­жде­ние», — ска­зал Вик­тор Фёдо­ро­вич.

«Каж­дое при­кос­но­ве­ние к на­сто­я­ще­му до­ку­мен­ту — путь к но­вым от­кры­ти­ям!» — об­ра­ти­лась На­та­лья Юрьев­на Са­мой­лен­ко, за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра по внеш­ним свя­зям и вы­ста­воч­ной де­я­тель­но­сти, к го­стям вы­став­ки — сту­ден­там Шко­лы ис­то­ри­че­ских на­ук Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки. На­та­лья Юрьев­на при­гла­си­ла бу­ду­щих ис­то­ри­ков про­дол­жить на­уч­ную ра­бо­ту со­труд­ни­ков от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ и раз­вить те­мы, толь­ко обо­зна­чен­ные до­ку­мен­та­ми и ри­сун­ка­ми экс­по­зи­ции.

Как вы­гля­де­ла Се­ми­вер­хая баш­ня? Что в XVII ве­ке рас­по­ла­га­лось на ме­сте со­вре­мен­но­го Ка­мен­но­го мо­ста? Что та­кое «Лу­бя­ной торг на Тру­бе»? Чем ин­те­рес­ны Спас­ские во­дя­ные во­ро­та Ки­тай-го­ро­да? От­ве­ты на эти и дру­гие во­про­сы вы най­де­те на ри­сун­ках ху­дож­ни­ка, уче­но­го и кра­е­ве­да Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва.

Ра­бо­ты Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва вы най­де­те в ар­хив­ном фон­де Мос­ков­ско­го об­ласт­но­го на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го бю­ро кра­е­ве­де­ния.А в при­ла­га­е­мом спис­ке пе­ре­чис­ле­ны до­ку­мен­ты и ри­сун­ки, пред­став­лен­ные на экс­по­зи­ции.

В 2011 году к 155-летию со дня рождения академика жи­во­пи­си Апол­ли­на­рия Ми­хай­ло­ви­ча Вас­не­цо­ва из­да­тель­ством «Флэйм-Пресс» сов­мест­но с Рос­сий­ской го­су­дар­ст­вен­ной биб­ли­о­те­кой бы­ла вы­пу­ще­на кни­га «Древ­няя Мос­ква», в ко­то­рой впер­вые в пол­ном объе­ме опуб­ли­ко­ван уни­каль­ный ком­плекс до­ку­мен­тов, хра­ня­щих­ся в от­де­ле ру­ко­пи­сей РГБ и пред­став­ля­ю­щих твор­чес­кое на­сле­дие Aпол­ли­на­рия Вас­не­цо­ва (сос­та­ви­те­ли: В. Ф. Молчанов, О. Л. Соломина, А. Е. Родионова).

источник: http://www.rsl.ru/ru/s7/s381/2016/vasnetsov



Tags: Васнецов, Российская государственная библиотека, выставки, графика, история Москвы, книги, художники
Subscribe

Posts from This Journal “Российская государственная библиотека” Tag

Buy for 40 tokens
Peter, Paul and Mary was an American folk group formed in 1961. Питер , Пол и Мэри — фолк -трио. Группа создалась в 1961 г. Peter, Paul and Mary was an American folk group … Постойте, а почему вспомогательный глагол to be (в форме прошедшего времени was…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments