?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Арбат относится к числу тех московских улиц, которым особенно не повезло. В начале 1930-х он потерял все свои церкви. Все, до одной... А ведь их на улице было немало. Исчезновение арбатских храмов изменило и архитектурный облик улицы,  и стиль ее жизни, не говоря о духовной составляющей. Это была невосполнимая потеря.

арбат.гермашев.м.м.
Михаил Гермашев. Улица Арбат (1912-1913 годы). Ушедшая натура - хорошо видны надвратная колокольня церкви Николы Явленного, снесенной в 1931 году, и ампирный особняк Оболенских-Трубецких, разрушенный немецкой бомбой в 1941 году.

Когда-то Арбат называли улицей Святого Николая - здесь было три храма, посвященных Святому Николе - Николы Явленного, Николы в Плотниках, Николы на Песках... Старые арбатцы считали этого святого покровителем своей малой родины. Говорил об этом и писатель-эмигрант Борис Зайцев, бывший арбатский житель, представлявший Святого Николая в образе седобородого старичка-извозчика, проезжающего по Арбату, писал об этом и Андрей Белый: "Микола - арбатский патрон; сам Арбат - что, коли не Миколина улица?"

Борис Зайцев в начале ХХ века жил на Арбате в доме № 38, которым владел купец А.Ф. Чулков. Изначально дом был небольшим, двухэтажным, потом Чулков расширил свои владения, построив большой кирпичный дом "бесхитростной архитектуры" (по определению Льва Колодного) вдоль Спасопесковского переулка и соединив его с арбатским домом № 38, достроенным до 4-х этажей. Фасады двух объединенных строений отличало незамысловатое единообразие - ничем не задекорированная красная кирпичная кладка. Со временем старый кирпич темнел, придавая дому все более мрачный вид. Кирпичный фасад сохранился вплоть до реконструкции Арбата в 1980-х годах, при которой дом был окрашен в розовые тона, совершенно преобразившие его.
арбат.живопись
Дом, в котором жил Борис Зайцев

    Борис Зайцев, русского писатель, прожил более 50 лет в Париже и в почтенном возрасте опочил в Париже, на улице Фремикур, немного не дотянув до девяносто одного года... Но всю свою долгую жизнь тосковал по Арбату и постоянно возвращался к нему - в произведениях, в воспоминаниях, в мыслях и беседах с близкими и друзьями. За границей он продолжал оставаться известным русским писателем, но на родину его произведения вернулись только на рубеже 1980-х и 1990-х годах, слишком поздно, когда его современников уже почти не было в живых, а потомкам его имя почти ни о чем не говорило. Немногие открыли этого писателя заново.
 "Образ юности отошедшей, жизни шумной и вольной, ласковой сутолоки, любви, надежд, успехов и меланхолий, веселья и стремления - это ты, Арбат", - так начинается очерк "Улица Св. Николая", опубликованный на Западе после отъезда Зайцева в эмиграцию, одно из самых пронзительных и важных творений писателя. Арбат помнил Зайцева юным студентом, потом молодым писателем богемного вида.
  Андрей Белый, друг и сосед по Арбату, вспоминал: "Борис Константинович Зайцев был и мягок, и добр: в его первых рассказах мне виделся дар; студент Боря, отпустивший себе чеховскую бородку, по окончании курса надел широкополую шляпу, наморщил брови и с крючковатой палкой в руке зашагал по Арбату; и все стали спрашивать:
- Кто?
- Борис Зайцев, писатель..."
Известностью Зайцев мог поспорить с такими "беллетристами" как Бунин или Куприн... Москвичи своего "начинающего гения" любили.

зайцев.борис
Борис Зайцев

"Петербург - это не мой город, - писал Зайцев в 1913 году друзьям, - люблю матушку-Москву, всегда ей верен, верен моему Арбату". Эту верность Борис Зайцев сохранил навсегда.
Борис Зайцев и его арбатский друг Констанин Бальмонт в парижской эмиграции будут смертельно тосковать по Москве. В прогулках по чужой столице они станут выискивать места, хоть чем-то похожие на любимый Арбат. Бальмонт начнет уверять Зайцева, что Рю де Пасси - это парижский Арбат. "В сущности, это Пасси для нас вроде кладбища", - мрачно заметит Зайцев в очерке "Возвращение от всенощной".
Если ему удавалось поговорить с людьми, приехавшими из советской России, Зайцев начинал жадно расспрашивать их о Москве, об Арбате. "Мысленно Борис Константинович проходил по Арбату, вспоминал дом за домом от "Праги" до конца улицы. При этом спрашивал, не снесли ли то или иное здание и что в нем сейчас находится. Особенно скорбел, что были взорваны и разрушены церкви". (Евгения Дейч. "Из воспоминаний о Борисе Зайцеве").
Недаром писал он в эмиграции: "Вспоминая московскую свою жизнь, видишь, что и началась она и окончилась близ Арбата. (...) Вижу его теперь, через много лет, взором неравнодушным".


церк.никол.яв
Церковь Николая Чудотворца Явленного, 1881 год

Святой Николай - один из самых почитаемых святых на Руси. Николин день отмечался два раза в году - в мае и декабре. Праздники эти называли Никола летний и Никола зимний; на Арбате проходили они с особой торжественностью. Верующие часто шли к образу Николы-угодника за помощью - считалось, что он может выручить каждого, кто попал в беду.

nikolai
Николай Угодник

Одной из самых древних и почитаемых Никольских церквей в Москве была церковь Николы Явленного на Арбате. Название это объяснялось преданием о том, что верующим в церкви "явилась" сама собой исцеляющая икона Николая-чудотворца. Церковь занимала обширный участок на углу Арбата и Серебряного переулка. Сохранившийся дом № 16, в котором прежде был продовольственный магазин, а потом постоянно сменяющие друг друга ресторанчики, кафе и бистро - перестроенная церковная богадельня.
Деревянное здание церкви было поставлено здесь в глубокой древности, когда Арбат только начали обживать.


стрел
Стрельцы времен Ивана Грозного

Со времен Ивана Грозного здесь был центр стрелецкой слободы - приходская церковь стрельцов, храм Николы Явленного, и своеобразный штаб полка - съезжая изба, где хранились полковая казна и знамена, заседало стрелецкое начальство и оглашались царские грамоты.
В 1593 году здание заменили каменным. Побывавший в Москве в конце ХVI в. епископ Арсений Элассонский упоминал, что Борис Годунов воздвиг на Арбате каменный храм Святого Николая. Годунов всячески развивал каменное строительство; Никольская церковь, возведенная по его повелению, относилась к самым значительным московским постройкам того периода.
Основные церковные здания стояли в глубине участка, впрочем с Арбата было прекрасно видно белую, возвышающуюся над малоэтажной застройкой, величественную церковь.
Надвратную колокольню, украшавшую Арбат (она находилась между несохранившимся домом № 14 и домом № 16), построили позже в 1639 году, в то время, когда Москва оправлялась от последствий Смуты. И она оказалась одним из лучших образов шатровых церковных построек 17 века.

елизавета
Императрица Елизавета

Церковь эта была особо почитаема императрицей Елизаветой Петровной. Приезжая в Москву, она обязательно посещала этот храм и делала богатые пожертвования в его казну. По преданию, живший при церкви юродивый напророчил дщери Петровой царский венец в то время, когда еще ничто не предвещало таких перемен в ее судьбе. Добившись императорской короны, государыня в благодарность пожертвовала церкви чудотворный образ Ахтырской Божьей Матери. В 1761 году гвардейский капитан Дурново оборудовал на собственные средства специальный придел, куда поместили драгоценную икону.

Ahtuyrskaya
Один из списков иконы Ахтырской Божьей Матери

В царствование Екатерины II церковь Николы Явленного была местом публичного покаяния преступников, совершивших наиболее жестокие и дикие преступления. М.И. Пыляев в книге "Старая Москва" описывает подобный случай: "Из таких примеров известен был в 1766 году еще один, когда по московским улицам, при громадном стечении народа отряд солдат с заряженными ружьями, со священником с крестом провожал босых, скованных мужчину и женщину в саванах, с распущенными волосами, которые падали на глаза; это были Жуковы, убийцы своей матери и сестры.
Они останавливались перед дверьми Успенского собора, перед церквями св. Петра и Павла в Басманной, Праскевы Пятницы на Пятницкой, у Николы Явленного на Арбате... Там читался им манифест. Преступники, стоя на коленях, должны были прочесть сочиненную на этот случай молитву и неоднократно повторять перед народом покаяние".
Пыляев приводит также свидетельство профессора П.И. Страхова, скончавшегося в 1813 г., о том что в ХVIII в. церковь Николы Явленного окружала высокая ограда с башенками, почему церковные строения походили на укрепленный монастырь.

церк.никол.яв.двор
Церковь Николы Явленного со стороны двора

Церковь эта упоминается Львом Толстым в романе "Война и мир" при описании событий 1812 года в Москве. Зная, что Наполеон будет входить в Москву по Арбату (здесь было окончание ведущей с запада Смоленской дороги, по которой наступали французы), Пьер Безухов решил устроить там покушение на французского императора. "Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело". Задержавшись на Поварской, Пьер спасает из огня ребенка, потом вступает в схватку с солдатами-мародерами, грабившими семейство московских армян, и вместо арбатской церкви попадает на Зубовский вал (ныне бульвар), где французы устроили гауптвахту для арестованных...

пожар1812
Сцена московского пожара 1812 года из кинофильма "Война и мир"

Когда на Арбате бушевал страшный пожар 1812 года, практически уничтоживший улицу, кирпичные здания церкви обгорели, но сохранились. Их восстановили, заново отделали и украсили. Прихожане Николы Явленного не скупились на пожертвования. На акварели В.Н. Нечаева "Вид Арбата" (1830-е гг.) из экспозиции мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина храм Николы Явленного на переднем плане представлен во всем своем блеске.

Arbat_1830-e_VN_Nechaev
В.Н. Нечаев. Вид Арбата

В 1830 - 1840 годах Николо-Явленская церковь была одной из самых "модных" в Москве. Об этом писал М.Е. Салтыков-Щедрин в "Пошехонской старине", книге, основанной на собственных детских впечатлениях писателя. "У Николы Явленного настоятелем был протопоп, прославившийся своими проповедями. Говорили, что он соперничал в этом отношении с митрополитом Филаретом, что последний завидовал ему..."
Сюда, по словам Салтыкова-Щедрина, привозили "на смотрины" женихам молоденьких барышень, прибывших с родителями из провинциальных имений в Москву на "ярмарку невест". Во время церковной службы потенциальные женихи присматривали подходящую девицу, потом засылали в ее дом сваху договариваться о личном визите соискателя. Расхвалив жениха, его доходы и состояние, сваха испрашивала у родителей невесты приглашения для жениха ("Очень они Надежду Васильевну взять за себя охотятся. В церкви, у Николы Явленного, они их видели. Так понравились, так понравились!"). Если кандидатура соискателя считалась подходящей, его приглашали нанести визит и познакомиться получше. Невеста с волнением готовилась к этой встрече ("Сестрица заранее обдумала свой туалет. Она будет одета просто, как будто никто ни о чем ее не предупредил, и она всегда дома так ходит. Розовое тарталановое платье с высоким лифом, перехваченное на талии пунцовою лентою, - вот и все. В волосах вплетена нитка жемчуга, на груди брошь с брильянтами; лента заколота пряжкой тоже с брильянтиками. Главное, чтоб было просто"..)

мод1823

Родители, прислуга и все домашние тоже суетились перед визитом жениха ("К семи часам вычистили зал и гостиную, стерли с мебели пыль, на стенах зажгли бра с восковыми свечами; в гостиной на столе перед диваном поставили жирандоль... В заключение раскрыли в зале рояль, на пюпитр положили ноты и зажгли по обе стороны свечи, как будто сейчас играли"). Матушка успела уже навести о женихе справки у московской родни. Долгожданного гостя занимают беседой, которая крутиться все больше около арбатской церкви, чтобы долго не искать общих тем.
"Гостя усаживают на диване рядом с хозяйкой.
- Мы, кажется, по Николе Явленному несколько знакомы, - любезно начинает матушка разговор.
- Поблизости от этой церкви живу, так, признаться сказать, по праздникам к обедне туда хожу.
- А какие там проповеди протопоп говорит! Ах, какие это проповеди!
- Как вам сказать, сударыня... не нравятся мне они... "Блюдите" да "памятуйте" - и без него всем известно! А иногда и вольненько поговаривает!"

ник.явл
Вид из дома в Серебряном переулке на церковь Николы Явленного и Арбат (начало 20 века)

Церковь Николы Явленного считалась одной из самых красивых в Москве. Архитектура церковных строений и особенно надвратной колокольни, выходившей на линию застройки Арбата, восхищала многих. В 1913 г. историк архитектуры Иван Павлович Машков, составляя архитектурный путеводитель "По Москве" для съезда зодчих, упоминул церковь Николы Явленного в числе главных московских достопримечательностей. Он обращает внимание на "роскошнейшие формы... надвратных шатровых колоколен" московских церквей и указывает, что "самая выдающаяся из них принадлежит церкви Николы Явленного на Арбате..." Колокольню с "изумительным, скульптурным шатровым верхом, ... царскою шапкою большого наряда" Машков называет "верхом изящества и вкуса". Надо сказать, отнюдь не каждое из московских архитектурных сооружений было удостоено такой подробной характеристики. Путеводитель был адресован архитекторам, способным самостоятельно оценить все своеобразие построек. Машков зачастую ограничивался лишь упоминанием объектов, достойных внимания специалиста. А если уж начинал что-то подробно описывать, то это был шедевр из шедевров и воистину "верх изящества и вкуса".

никол.явлен.колок

Храм Николы Явленного был известен своей обширной благотворительностью. До 1917 года при храме существовало Братство Святого Николая, которое заботилось о беднейших учениках духовных семинарий и епархиальных училищ, а также опекало осиротевших детей священнослужителей. В честь 300-летия Дома Романовых Братство основало благотворительный Религиозно-просветительский Центр с училищем и бесплатной библиотекой. Чтобы добывать средства для благотворительности, причту приходилось вести от лица церкви хозяйственную деятельность.
Церковь Николы Явленного была одной из самых богатых в Москве. Ей принадлежало несколько зданий на Арбате, окружающих церковные строения - жилые дома и магазины, дававшие неплохую прибыль. Например, здание цветочной лавки Карпова, торговавшей здесь с 1909 года. Магазин "Цветы" сохранялся на этом месте вплоть до 90-х годов, когда в перестроенном по фасаду здании открылся кафетерий. Позже там поменялись несколько кафе и закусочных.
 Церкви также принадлежали оба здания на противоположных углах Арбата и Серебряного переулка. Невзрачный двухэтажный домик (№ 16) на фотографии 1881 года предстает в виде одноэтажного особняка послепожарной постройки, сохранившего детали ампирного оформления. В нем располагалась церковная богадельня. После переделок и надстроек начала ХХ века, превративших его в двухэтажную лавку (второй этаж был жилым), дом явно стал приносить доход, а богоделок перевели в более удобное здание в глубине переулка. Доходным был и соседний дом, также принадлежавший церкви (№ 18, 1909 год постройки, ныне полностью перестроен).
Задолго до того, как окружающие церковь дома перешли в ее собственность, на соседнем с храмом участке находилась, как уже упоминалось, съезжая изба стрелецкого полка. После упразднения Петром стрелецкого войска, просторное каменное строение "избы" превратилось в жилую усадьбу. Поменяв нескольких хозяев, основательно перестроенная "изба"-усадьба оказалась в собственности ландрихтера (судьи) Ф. Манукова, дедушки знаменитого полководца А.В. Суворова. По фамилии видного домовладельца Серебряный переулок даже назывался одно время Мануковым. Дочь судьи вышла замуж за офицера Преображенского полка, поручика В.И. Суворова, получив в приданое к свадьбе арбатскую усадьбу.

сувор

Многие исследователи предполагают, что именно здесь и родился великий генералиссимус. Позже семья Суворовых перебралась в другой особняк неподалеку, на Никитской. Но Арбат остался для них любимым и родным местом. В разные годы на Арбате и в ближних переулках проживали дети и внуки полководца.

К сожалению, после 1917 г. судьба Николы Явленного была столь же печальной, как и других арбатских церквей. В 1922 г. по "делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в г.Москве" в числе известных священников был арестован настоятель церкви, протоиерей Василий Соколов. Церковь закрыли и устроили в ней склады Книжной палаты.

никол.явлен.разруш
В 1931 году храм Николы Явленного был разрушен. Арбат стал правительственной трассой. Колокольни, претендующие на "изящество и вкус", не должны были попадаться на глаза руководству страны. В составе снесенных строений находился четверик годуновской церкви ХVI в. В глубине церковного участка выстроили типовую школу, выходящую фасадом в Серебряный переулок. Занятия в ней начались в 1937 году. Позже оказалось, что школа в этом квартале совсем не нужна, ее расформировали, а здание поочередно занимали различные конторы.

мос.арбат.16
Вот так стал выглядеть угол Арбата и Серебряного переулка после сноса церкви. Была оставлена только бывшая богадельня (д.16)  и цветочная лавка (с правого края снимка). Фото 1970-х годов

В начале 1990-х годов в печати поднимался вопрос о восстановлении церкви Николы Явленного или хотя бы ее колокольни на прежнем месте, на частично сохранившихся старых фундаментах, обнаруженных при проведении на Арбате реставрационных работ. Но эта идея пока не нашла реализации...

арбат.16.1

Здание бывшей церковной цветочной лавки; за забором - бывший сад усадьбы Суворовых.

Почти одновременно с Николой Явленным погибла еще одна арбатская церковь Святого Николая - Николы Чудотворца в Плотниках (Арбат, дом № 45, на углу Плотникова переулка).

ник.плот
Церковь Николы в Плотниках

Продолжение следует.
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1100
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
livejournal
Jul. 14th, 2013 06:08 pm (UTC)
НЕВОСПОЛНИМАЯ... ПОТЕРЯ....
Пользователь vs_2012 сослался на вашу запись в записи «НЕВОСПОЛНИМАЯ... ПОТЕРЯ....» в контексте: [...] Оригинал взят у в Изгнание Святого Николая с Арбата [...]
livejournal
Jul. 14th, 2013 06:11 pm (UTC)
НЕВОСПОЛНИМАЯ... ПОТЕРЯ....
Пользователь televisore сослался на вашу запись в записи «НЕВОСПОЛНИМАЯ... ПОТЕРЯ....» в контексте: [...] нал взят у в Изгнание Святого Николая с Арбата [...]
livejournal
Jul. 14th, 2013 06:37 pm (UTC)
НЕВОСПОЛНИМАЯ... ПОТЕРЯ....
Пользователь parapsicholog сослался на вашу запись в записи «НЕВОСПОЛНИМАЯ... ПОТЕРЯ....» в контексте: [...] нал взят у в Изгнание Святого Николая с Арбата [...]
livejournal
Jul. 15th, 2013 10:04 am (UTC)
Изгнание Святого Николая с Арбата
Пользователь goplumber сослался на вашу запись в записи «Изгнание Святого Николая с Арбата» в контексте: [...] Оригинал взят у в Изгнание Святого Николая с Арбата [...]
misareg
Jul. 15th, 2013 01:45 pm (UTC)
замечательная информация про церковь Николы Явленного. Вот это место на Арбате помню - оно действительно какое-то особое.
eho_2013
Jul. 15th, 2013 05:28 pm (UTC)
Увы, теперь уже не настолько особенное, как могло бы быть...
misareg
Jul. 15th, 2013 06:02 pm (UTC)
а после вашего рассказа про Арбат-без-церквей, песня Окуджавы -"ах Арбат -мой-Арбат-ты-моя -религия" приобретает новые оттенки смысла
eho_2013
Jul. 15th, 2013 06:44 pm (UTC)
Кстати, да. И по стечению обстоятельств памятник Окуджаве на Арбате установлен рядом с тем местом, где была еще одна знаменитая церковь - Николы в Плотниках. Я буду готовить 2 часть своего поста и о ней расскажу. Сегодня не успела.
livejournal
Jul. 17th, 2013 10:01 am (UTC)
Изгнание Святого Николая с Арбата
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Изгнание Святого Николая с Арбата» в контексте: [...] Оригинал взят у в Изгнание Святого Николая с Арбата [...]
livejournal
Jul. 21st, 2013 10:33 am (UTC)
Изгнание Святого Николая с Арбата
Пользователь oldmitrich сослался на вашу запись в записи «Изгнание Святого Николая с Арбата» в контексте: [...] Оригинал взят у в Изгнание Святого Николая с Арбата [...]
livejournal
Jul. 23rd, 2013 05:46 pm (UTC)
АРБАТСКИЕ СВЯТЫНИ.... КАК МАЛО ИХ ДОЖИЛО ДО НАШИХ ДНЕЙ....
Пользователь vs_2012 сослался на вашу запись в записи «АРБАТСКИЕ СВЯТЫНИ.... КАК МАЛО ИХ ДОЖИЛО ДО НАШИХ ДНЕЙ....» в контексте: [...] Оригинал взят у в Изгнание Святого Николая с Арбата [...]
vigilina
Nov. 7th, 2013 08:56 pm (UTC)
Трудно даже представить Арбат таким.
Я его с детства не любила из-за явной туристичности, какой-то "немосковскости", не понимала, чем так восхищался Окуджава (я из Замоскворечья, так что моя Москва немного другая). И только со временеи поняла, сколько всего разрушили. В центре нет района, пострадавшего больше, чем Арбат.
eho_2013
Nov. 8th, 2013 04:54 pm (UTC)
Да, Арбату не повезло стать "правительственной трассой" (из Кремля на сталинскую дачу в Кунцево). В результате там снесли все церкви и вообще, много ценного. Замоскворечье пострадало меньше. Хотя в последнее время его так нещадно перестраивают... По Первому Казачьему переулку идешь, как по чужому городу.
vigilina
Nov. 8th, 2013 10:11 pm (UTC)
Да, Замоскворечье ещё в восьмидесятых сохраняло некую патриархальность, был там дух места. Да даже и в девяностых.
Зато в нулевых начали активно уродовать. Уж казалось бы, те самые дома в Казачьем были вполне крепкие - нет, снесли. Стараюсь там по возможности не ходить.
eho_2013
Nov. 9th, 2013 04:26 am (UTC)
Арбат, и особенно - арбатские переулки, несмотря на все потери, тоже "держали атмосферу" до начала 1980-х. А потом реконструкция превратила его в некую декорацию для туристов, а дикая дороговизна арбатской недвижимости заполнила эти места весьма своеобразными людьми, не знающими и не любящими их, думающими только о престиже. Но чем больше их возникает на Арбате и в окрестностях, тем быстрее исчезает атмосфера, которой он и ценен.
vigilina
Nov. 9th, 2013 09:56 pm (UTC)
Да, престижность очень сильно уродует дух старых московских районов. То же самое уже в девяностых-начале нулевых произошло с Остоженкой.
eho_2013
Nov. 10th, 2013 07:21 am (UTC)
Ну, Остоженка - это особая история. Ее практически убили.
(Deleted comment)
eho_2013
Feb. 22nd, 2014 09:07 am (UTC)
Re: молитвами Св.Николы
Боюсь, что уже не очень реально. Несколько раз ставили об этом вопрос и снимали его, не решив.
И к тому же, восстановленный храм это все равно новодел. Подлинное произведение архитектуры легко погубить, а заново создать можно только другое, похожее, но другое.
(Deleted comment)
eho_2013
Feb. 22nd, 2014 12:53 pm (UTC)
Re: молитвами Св.Николы
Очень хорошо понимаю Ваше настроение. Но в Москве, увы, не позволительно класть камушки каждому желающему для возрождения храмов. Причем, место-то даже не особо востребовано бизнесом - в домике бывшей богадельни заурядная кафешка, на месте колокольни просто забор, а там, где стояла церковь - типовое школьное здание 1930-х годов, которых налепили в районе Арбата без меры и теперь не знают, что с ними делать - детей столько нет, да и здания не слишком удобные. Их спокойно сносят в окрестных переулках, а вот именно это, на месте церкви оставили. То пенсионный фонд в нем был, то офисы какие-то...
(Deleted comment)
eho_2013
Feb. 23rd, 2014 09:51 am (UTC)
Re: молитвами Св.Николы
Вы правы, конечно.
livejournal
Feb. 13th, 2015 09:51 pm (UTC)
Переулочки Арбата - 2\1
Пользователь ulia_ukke сослался на вашу запись в своей записи «Переулочки Арбата - 2\1» в контексте: [...] http://eho-2013.livejournal.com/82963.html [...]
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com