Еще одна арбатская церковь, посвященная Святому Николаю, - храм Николы Чудотворца в Плотниках - стояла на Арбате на месте дома № 45, на углу Плотникова переулка.
По документам она известна с 1625 года, но упомянута эта церковь была как уже давно существующая. Изначально соорудили ее в своей слободе государевы плотники, своими силами и из привычного для плотницкого дела материала - из дерева. В конце ХVII в. она уже числилась каменной, в ХVIII в. и позже неоднократно перестраивалась и реконструировалась, но главный храм постройки 1700 года дожил до советских времен. Изящная колокольня, украшенная классическими колоннами, напоминала колокольни петербургских соборов. К тому времени ни стрелецких, ни ремесленных слобод на Арбате не осталось, и здешние места обживались преимущественно дворянством и представителями аристократических фамилий.
В ХVIII в. по соседству с храмом построил усадьбу Василий Стрешнев, камергер и сенатор. Когда первый царь из рода Романовых Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой, захудалый род Стрешеневых быстро превратился в богатейших землевладельцев и влиятельнейших людей при Дворе. Василий Стрешнев, доживший до конца ХVIII в., до 1782 года, много жертвовал на храм в Плотниках, украшая его и обустраивая.
В 1807 году в приходе церкви Николы в Плотниках, в Кривоарбатском переулке поселась семья Пушкиных, проживавшая в Москве на съемных квартирах. Маленький Александр Сергеевич посещал этот храм вместе с родителями, исповедовался и причащался. В церковных исповедальных книгах были сделаны записи с его именем.
После пожара 1812 года храм восстановили - он обгорел, на разрушен не был.
С 1823 года в храме находилась высоко почитаемая верующими святыня - икона Балыкинской Богоматери.
Один из списков иконы Балыкинской Божьей Матери
В этом же храме Николай Васильевич Гоголь в качестве крестного отца участвовал в церемонии крещения сына известного философа-славянофила Алексея Хомякова маленького Николая.
В начале ХХ века церковь Николы в Полтниках была самой небогатой из арбатских храмов. Многие жители улицы и окрестностей предпочитали более роскошный храм Николы Явленного или уютные церквушки арбатских переулков. К приходу было приписано всего 30 домов, а прихожанами являлись представители творческой интеллигенции, во множестве проживавшие в этом районе, отставные военные, небогатые купцы... И тогда священник Иосиф Иванович Фудель, религиозный философ и публицист, служивший до того тюремным священником в Бутырках, попросил, чтобы его перевели в церковь Николы в Плотниках. В сан священника отец Иосиф был рукоположен по благословению старца Амвросия Оптинского.
Иосиф Иванович Фудель
Ему удалось развернуть большую благотворительную работу - церковь взяла под свое попечение бедных людей из прихода, собирала пожертвования для сирот и больных, оказывала существенную помощь голодающим Поволжья, когда там разразился очередной неурожай. Даже скромные пожертвования, собранные вместе, давали средства для практической работы.
В годы Перовой мировой войны при церкви был создан лазарет, лечение в котором прошли 222 раненых.
Выпуск "Приходского вестника" от 1908 года с призывом проявить милосердие к детям, больным эпилепсией.
Священник на собственные средства издавал "Приходской вестник" - богословско-информационный журнал, который распространялся по домам прихожан. В нем помимо других новостей прихода можно было узнать о благотворительных акциях и принять в них посильное участие.
После 1917 года церковь продолжала быть прибежищем для арбатских "осколков старого мира", которым здесь старались помочь. Священник И.И. Фудель скончался в 1918 году от "испанки" - тяжелой формы гриппа, свирепствовавшей в объятой Гражданской войной России. Настоятелем храма стал протоиерей Владимир Воробьев, которого вскоре арестовали. До 1925 года он находился в заключении, а службы в церкви вел иеромонах Варлаам. Судьба обоих священнослужителей сложилась трагически. Отец Владимир был повторно репрессирован и погиб в заключении в 1940 году. Иеромонах Варлаам был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне и ныне причислен к лику святых. Неоднократно подвергался репрессиям и сын Иосифа Фуделя Сергей.
Вид из Плотникова переулка на Никольскую церковь и Арбат, начало ХХ века
Жители Арбата по-прежнему тянулись к храму Николы в Плотниках. Журналисту Н. Зарудину, поселившемуся на Арбате в середине 1920-х годов, вспоминались "нищий, стоящий у Николо-Плотницкой церкви в любые морозы и слякоти, два года подряд, в офицерской шинели, книжный развал у былой церковной ограды, букинист на одном костыле..." (очерк "Старина Арбат"). Букинист-инвалид - это известный собиратель московского фольклора Евгений Баранов, автор книги "Московские легенды", живший на Арбате и подрабатывавший торговлей подержанными книгами у Николы в Плотниках. Художник Михаил Нестеров, поселившийся в 1920-х годах в Сивцевом Вражке и ставший прихожанином этой церкви, подарил ей "Распятие", специально написанное им для Николы в Плотниках...
В начале 1930-х годов в Москве началось массовое уничтожение церквей. 10 апреля 1931 года Президиум Моссовета обратился во ВЦИК с просьбой разрешить закрыть и снести церковь как "находящуюся на участке, отведенном для жилищного строительства". Разрешение, естественно, было получено. Церковь в 1932 году снесли и на ее месте вырос престижный жилой дом с первым в Москве магазином "Диета", пользовавшимся у москвичей огромной популярностью. В 1990-х годах он был закрыт, а его помещения поочередно занимали различные рестораны и кафе.
Улица Арбат, дом № 45, построенный на месте снесенного храма Николы в Плотниках
Дом, возведенный по проекту архитектора Л. Полякова, сам по себе интересен и улицу он не испортил, но неужели для его возведения непременно нужно было уничтожить памятник архитектуры рубежа 17-18 веков, с которым так много связано в нашей истории? Неужели другого места не нашлось?
Рядом с домом № 45, на выходе из Плотникова переулка, в 2002 году был установлен памятник Булату Окуджаве (скульптор Георгий Франгулян). С именем поэта связан соседний дом № 43.
В начале двадцатых в Москву был командирован с Кавказа Шалва Окуджава. Его направили учиться в Институт красной профессуры. После рождения в 1924 году сына Булата, Шалва Окуджава получил ордер на две маленьких комнаты в коммуналке на Арбате, в бывшей квартире фабриканта Каминского. По тем временам это было большой роскошью.
Самые ранние жизненные впечатления Булата Шалвовича связаны с этим домом. В одном из своих интервью он рассказывал: "Для меня это та самая родина, о которой говорят. Место где я рос, воспитывался. Где было много друзей, знакомых, родственников. Я никогда не утверждал: Арбат - самое лучшее место на земле, но для меня оно прекрасно".
Здесь Окуджава сформировался как личность, как художник, как человек. Профессионально писать стихи он стал позже, и прославился позже, но его слава - прежде всего слава певца Арбата, по которому Окуджава, "арбатский эмигрант", тосковал всю жизнь.
В 1937 году родители Булата были арестованы, отца по ложному обвинению расстреляли, мать оказалась в Карагандинском лагере, вернуться откуда ей удалось только в 1955 году. Для арбатских мест такое развитие событий было не редким. "Это одно из отчетливых воспоминаний детства, - вспоминал Булат Окуджава, - почти каждое утро во дворе недосчитывались кого-то, многих выхватывали..."
В 1940 году подростку пришлось перебраться к родственникам в Тбилиси, а в 1942 году семнадцатилетний Окуджава ушел на фронт и после короткой учебы попал на службу в минометный дивизион...
Памятник Булату Окуджаве
Автор снимка: akadaha_z.
Еще одна старинная арбатская церковь Святого Николая - Николы Чудотворца на Песках находилась чуть в стороне от Арбата, в Большом Николопесковском переулке, носившем в советское время название улицы Вахтангова.
Продолжение следует.
Journal information