Александр Алексеевич Васильев
18 июня (1 июля) 1913 года газета "Русское слово" сообщила:
А.A.Васильев летит в Москву.
ПЕТЕРБУРГ, 18, VI. (По телефону). Сегодня, во втором часу утра, А. А. Васильев вывел из ангара свой «Блерио».К этому времени на аэродром собрались члены всероссийского аэроклуба, а также ученики авиационной школы, с инструкторами капитаном Евсюковым, Раевским и друг. во главе.
В 1 ч. 8 м. ночи А. А. Васильев поднялся на воздух.
Описав на небольшой высоте круг над Комендантским аэродромом, А.А.Васильев достиг затем высоты 500 метров и, перелетев Корпусный аэродром, пошел вдоль Московского шоссе.
По правилам розыгрыша Романовскаго приза, перелет между обеими столицами туда и обратно, расстоянием около 1,300 верст, должен быть совершен в течение не более двух суток.
Романовский приз получит авиатор, до 1-го января 1914 года совершивший этот перелет в наикратчайшее время.
Любопытно отметить, что на аппарате «Блерио», на котором летит А.А.Васильев, помещен тот самый мотор «Гном» в 50 сил, с которым А.А.Васильев совершил в 1911 году полет из Петербурга в Москву.
А.А.Васильев летит вдоль Московского шоссе, а не вдоль Николаевской железной дороги. Если никакой непредвиденной задержки в пути не будет, А.А.Васильев сегодня же, утром или днем, прилетит в Москву.
цитата: http://starosti.ru/archive.php?m=7&y=1913
Александр Алексеевич Васильев – один из первых российских летчиков. По профессии – адвокат.
Его знакомство с авиацией началось с того, что в июне 1909 г. молодой человек, выпускник юридического факультета Казанского университета, на открывшейся в городе большой международной выставке увидел то, о чем мечтал несколько лет – настоящий воздушный шар.
Окончательное решение было принято в Петербурге в 1910 г. на проходящей здесь первой российской авиационной неделе. Полеты отчаянных авиаторов, и, прежде всего, французов, произвели на Васильева сильное впечатление. Поэтому вскоре он уехал во Францию с единственной целью – научиться летать и стать дипломированным специалистом.
Первая попытка Васильева оказалась неудачной. По приезде во Францию он отправился в город Реймс, где поступил в школу пилотов, возглавляемую известным авиатором Р.Анрио. К концу первого месяца обучения Александр Алексеевич отчетливо уяснил, что кроме значительных материальных расходов это учебное заведение ему ничего не даст. Прерванное обучение Александр Алексеевич продолжил у знаменитого Луи Блерио.
А.А. Васильев перед полетом на французском моноплане "Блерио", 1910 год
По окончании школы Васильев получил диплом, который давал ему право на организацию публичных полетов. Потратив 65 тыс. рублей на приобретение двух аэропланов «Bleriot XI» с моторами мощностью 25 и 50 л.с, он возвратился на родину. Ведь деньги нужно было отрабатывать, тем более что в глубине его души теплилась надежда создать свою собственную авиационную школу. А для этого нужны были средства, и немалые. Получить же их можно было, организовав большое гастрольное турне на аэропланах. Первый полет на родине Васильев совершил 1 сентября 1910 г. на большом ярмарочном ипподроме в Нижнем Новгороде.
Полет был рекордным и продолжался целых 38 мин. Васильев не ограничил себя только воздушным пространством над ипподромом. Он "подобно птице" легко и торжественно пролетел над городом, рекой Окой и эффектно приземлился на беговую дорожку у переполненных торжествующими зрителями трибун. Триумф был полнейший.
Следующим городом стала Казань. 9 сентября 1910 г., в день первого полета, тысячи горожан собрались на аэродроме, которым на время стал городской ипподром. Яркую картину этого праздника описал репортер газеты «Казанский телеграф»: «Гром рукоплесканий всей многотысячной толпы сопровождал Васильева во время его полета, продолжавшегося 20 минут. Мастерски выполненный спуск увенчал блестящий воздушный маневр молодого русского авиатора. Не успел красавец-моноплан коснуться земли, как публика со всех мест рванулась к нему и при восторженных аплодисментах подхватила Васильева и на руках донесла до ангара».
Блестяще начатое на Волге представление Васильев с успехом продолжил на Кавказе и в Средней Азии. Однако при этом Александр Алексеевич преследовал не только коммерческие цели. Дух спортсмена-экспериментатора заставлял его делать подчас невозможное – продержаться в воздухе без посадки 2 ч 29 мин и подняться на высоту 1650 м!
В июле 1911 г. А.А. Васильев принял участие в первом Всероссийском большом перелете по маршруту Петербург – Москва. Этот перелет принес ему заслуженную славу, так как он был единственным из девяти участников, кто достиг финиша и выиграл Большой приз. Это был рекордный перелет из Петербурга в Москву, на расстояние в 725 километров, открытие новой эры Российской авиации. Полет первого российского аэроплана, продолжался чуть более суток, 24 часа 49 минут.
Во время этого перелета А. А. Васильев пробыл в воздухе 9,5 часов. За первые сутки перелета он пролетел 677 км, превысив тем самым мировой рекорд французского авиатора Бомона.
Как победитель перелета Петербург – Москва, он удостоился счастья выслушать Высочайшую телеграмму следующего содержания:
Московскому губернатору Джунковскому.
Передайте авиатору Васильеву Мое искреннее поздравление с победой на перелете Петербург – Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу.
Николай.
В июле 1913 года Александр Алексеевич совершил перелет Петербург – Москва – Петербург. Летное время составило 10 часов 52 минуты.
Сухощавый, но крепкий и ловкий, с проницательными живыми глазами, он производит впечатление человека, попавшего в свою сферу, – такой портрет Васильева находим в февральском номере журнала «Вестник воздухоплавания» за 1911 год.
Одним из блестящих достижений Васильева стал его перелет из Елизаветполя в Тифлис. «Блерио» Васильева прошел двести четыре километра на высоте тысяча пятьсот метров за один час пятьдесят пять минут. Его машина была первым самолетом, который увидели в небе Грузии. «Тифлисский листок» сообщал на своих страницах, что, узнав об этом перелете Васильева, сам Блерио прислал ему восторженную телеграмму. Поздравив с успехом, Блерио сообщал, что дарит Васильеву самую последнюю модель своего самолета.
А.А.Васильев (третий в первом ряду) в числе участников авиационной недели в С.-Петербурге, 1911 г.
(фото из журнала "Искры" № 20, 1911 г.)
В последующие годы Васильев продолжает показательные выступления, успешно сочетая их с основной работой летчика-испытателя на Петербургском авиационном заводе Первого Российского Товарищества Воздухоплавания (ПРТВ). Летал на всех типах самолетов, выпускаемых заводом.
Первая мировая война круто изменила судьбу Васильева . В начале августа 1914 г. он прибыл в штаб Юго-Западного фронта в качестве летчика-охотника (добровольца). Авиатора назначили в девятую армию.
Первый боевой полет стал для Васильева последним. 10 августа 1914 г. он вместе с наблюдателем генералом Мартыновым производил по заданию Штаба фронта разведку у Львова. Но осколки неприятельской шрапнели повредили мотор его «Морана», вследствие чего пришлось совершить вынужденную посадку в неприятельском тылу. Васильев и генерал Мартынов попали в плен.
Генерал Мартынов после трёх с половиной лет тяжёлого плена летом 1918 года вернулся в Москву. Васильев оставался в плену всю войну. Совершил попытку побега, после которой был заключён в лагерь строгого режима. Делались неоднократные попытки обмена его на пленных австрийских офицеров. В последнем документе от 31 декабря 1917 года австрийская сторона вторично сообщила, что пленный авиатор признан неспособным к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов. Но этого не произошло. Александр Алексеевич Васильев умер в плену. Где его могила, никто не знает, но имя летчика Васильева навечно вписано в историю русской авиации.
Пророчески звучат слова, сказанные А.А.Васильевым на заре русской авиации:
Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав.
источник: http://www.elatma2008.narod.ru/Vas.htm
Journal information