eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Фотопроект «Город на память». МОЖД-МЦК. Лужники (Воробьёвы горы)

Оригинал взят у evge_chesnokov в Фотопроект «Город на память». 286. МОЖД-МЦК. Лужники (Воробьёвы горы)
10 сентября 2016 года открылось движение электропоездов «Ласточка» по Московскому центральному кольцу. Совместный проект ОАО «РЖД» и Московского метрополитена вызвал немалый интерес горожан: за шесть первых дней работы кольца свыше миллиона человек стали пассажирами новых электричек. Куда несёшься ты, птица-«Ласточка»? Что видят пассажиры из окна вагона? Что осталось на возрождённом кольце от Московской Окружной дороги 1908 года? Начинаем кругосветное кольцемосковское путешествие.

000. МОЖД. Воробьевы горы. 10.09.16.01..jpg

Идея ускорить грузооборот и направить товарные составы к месту назначения, минуя вокзалы, появилась в конце XIX века. В 1897 году император Николай II «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги и после многочисленных дискуссий, где именно должна проходить дорога, после обсуждения конкурсных проектов был одобрен вариант инженера Петра Рашевского. Строительные работы начались в 1902 году, а в июле 1908 года открылось регулярное движение поездов по стальному кольцу протяжённостью 54 километра.

К магистральным железным дорогам для направления транзитных грузов и к московским заводам были проложены 22 однопутные соединительные ветки. Параллельно с грузоперевозками Окружная дорога стала перевозить пассажиров. Все пассажирские здания располагались внутри кольца, а товарные платформы, пакгаузы, воинские казармы, продовольственные склады, станционные пути - с внешней стороны.

Главной станцией, где находилось паровозное депо (а первыми паровозами на МОЖД были «Овечки», со временем заменённые на более мощные локомотивы), стала станция Лихоборы. От неё по часовой стрелке располагались станции и остановочные пункты Владыкино-Московское, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Воробьёвы горы, Потылиха, Кутузово, Пресня, Военное поле, Серебряный Бор.

Сложно сказать, сколько всего зданий было построено для Окружной дороги, наверное, несколько сотен. Среди них вокзалы, посты централизованного управления стрелками и сигналами, дома для начальников станций, комендантов и паровозных бригад, жилые дома десяти типов для сотрудников, склады продовольствия, воинские казармы, водоподъёмные здания, кузницы, бани, столовые и прочие объекты станционной инфраструктуры. Часть построек снесли ещё в советское время, часть уничтожили сравнительно недавно, например, при прокладке Третьего транспортного кольца. Заменены на новые многие путепроводы и мосты.

По информации пресс-службы Московского метрополитена, сейчас на Московском центральном кольце насчитывается 86 исторических построек. Все они отремонтированы и выкрашены в оригинальный цвет. Цветных фотоснимков 1908 года видеть не доводилось, так что не берусь судить, насколько нынешний колер соответствует историческому. В советские годы фасады станционных построек МОЖД красили в более насыщенный красный цвет.

Хотя нынешние «Ласточки» следуют по той же траектории, что и старинные «Овечки», МОЖД и МЦК - совершенно разные дороги. Лишь несколько современных станций кольца (к примеру, «Владыкино») находятся точно там, где располагались станции в 1908 году. Исторические и современные «Лихоборы» - это вовсе не одно и то же, а две совершенно разные станции, находящиеся на приличном удалении друг от друга. Старые вокзалы вообще не задействованы в новой системе, для которой построены типовые платформы и павильоны. Ну и, разумеется, станций МЦК стало в два раза больше в соответствии с растущими запросами города.

001. МЦК. Лужники. 17.09.16.01..jpg

«Лужники» можно назвать главной станцией Московского центрального кольца - она была построена самой первой и по оригинальному проекту, здесь проходят все официальные мероприятия, на неё придётся основной пассажиропоток в дни проведения Чемпионата мира по футболу, наконец, «Лужники» единственная станция на кольце со множеством окрестных достопримечательностей.

04. МЦК. Лужники. 10.09.16.04. Пегов..jpg

05. МЦК. Лужники. 10.09.16.08..jpg

03. МЦК. Лужники. 10.09.16.13..jpg

Строительные работы на перегоне Канатчиково - Пресня были начаты летом 2013 года и уже к концу 2015 года возле исторического пассажирского здания «Воробьёвы горы» вытянулись две крытые береговые платформы длиной по 270 метров. В двухэтажном павильоне разместились кассы, турникеты, эскалаторы.

06. МЦК. Лужники. 10.09.16.12..jpg

07. Метро Спортивная. 10.09.16.01..jpg

Московское центральное кольцо интегрировано в транспортную систему столицы, почти с каждой станции МЦК возможна пересадка на метро и поблизости проходят маршруты наземного общественного транспорта. От «Лужников» за несколько минут можно дойти до станции метро «Спортивная», а чуть подальше расположена конечная троллейбусов и автобусов.

08. Лужники. 15.06.13.02..jpg

Последнее в Москве подобное здание диспетчерской простояло ровно 60 лет и сейчас заменяется на каменную постройку. Впрочем, навес для пассажиров пока остался.

09. Лужники. Конечная. 17.09.16.01..jpg

10. МОЖД. Воробьевы горы. пассажир здание. 1907...jpg
Пассажирское здание станции «Воробьёвы горы». 1907 год: https://pastvu.com/p/11819

Двухэтажное пассажирское здание «Воробьёвы горы» построено в 1907 году по проекту Александра Померанцева. В помещениях вокзала находились пассажирские залы I, II и III классов, багажные помещения, контора начальника станции, служебные квартиры для самого начальника и его помощников, телеграф и буфет. В настоящее время здание занимает транспортная прокуратура. Железная дорога проходит через Лужники по высокой насыпи, чтобы предотвратить затопление железнодорожных путей при частых в те времена разливах Москвы-реки. Поэтому пассажирам приходилось подниматься на второй этаж здания по лестнице и дальше по пешеходному мосту выходить на перрон к поездам.

10. МОЖД. Воробьёвы горы. 17.09.16.01..jpg

12. МОЖД. Воробьевы горы. 10.09.16.03..jpg

13. МОЖД. Воробьевы горы. 10.09.16.11..jpg

11. МОЖД. Воробьевы горы. 10.09.16.12..jpg

14. МОЖД. Воробьевы горы. 10.09.16.08..jpg

15. МОЖД. Воробьевы горы. 10.09.16.07..jpg

16. МОЖД. Воробьевы горы. 10.09.16.09..jpg

17. МОЖД. Воробьевы горы. 10.09.16.10..jpg

20. Империя. Панорамы. 08.10.15.07..jpg

В 1955-1956 годах на 180 гектарах лужниковских пашен в рекордно короткий срок был построен Центральный стадион имени В.И.Ленина. На Большой спортивной арене проходили соревнования по разным видам спорта, но главным зрелищем был и остаётся футбол. Пока на трибунах не появились пластиковые кресла, болельщики довольно плотно рассаживались на деревянных скамейках и на самые важные матчи сборной СССР и московского «Спартака» собирался аншлаг - свыше 100 000 зрителей. В такие дни по окончании матча происходила неизбежная давка на выходе, ворот-то было много, но метро не справлялось с пиковой нагрузкой. Болельщиков выпускали наружу порциями и регулировали людской поток солдатским оцеплением и конной милицией.

19. МЦК. Лужники. 10.09.16.16..jpg

20. Лужники. 1935 1937...jpg
Лужники. 1935-1937 гг.: https://pastvu.com/p/93131 Через весь снимок проходит линия МОЖД, в центре видны пассажирское здание и башня стрелочного поста. Слева - Новодевичий монастырь. Болельщики и футболисты вряд ли знают, что на месте Большой спортивной арены прежде стояла церковь Тихвинской Иконы Божией Матери.

23. Лужники. Финал. 21.05.08.1..jpg

20. Лужники. Яшин. 29.09.07.04..JPG

С Лужниками связаны самые яркие страницы истории советского спорта и, на мой взгляд, комплекс был достоин стать памятником архитектуры. Но увы, стадион реконструировался к Олимпийским играм 1980 года, потом к европейским футбольным финалам и перестал соответствовать критериям статуса памятника.

20. Лужники. 26.03.12.23...jpg
На фото - памятники великим советским футболистам Льву Яшину и Николаю Старостину

21. Лужники. Парк. 15.09.13.03..jpg

22. Лужники. БСА. 17.09.16.02..jpg

25. БСА Лужники. 08.08.15.08..jpg

25. Лужники. БСА. 19.10.13.06..jpg

При подготовке к грядущему в 2018 году Чемпионату мира по футболу стадион запросто могли снести и построить на его месте новый, что обошлось бы даже дешевле. Но всё-таки было принято решение сохранить исторический фасад, но полностью изменить содержимое чаши. Теперь на Большой спортивной арене не останется места для беговых дорожек и легкоатлетических секторов - только футбольное поле.

26. Лужники. БСА. 11.12.15.14..jpg

27. Лужники. БСА. 17.09.16.01..jpg

28. Лужники. Бассейн. 28.07.12.09..jpg

А вот с лужниковским бассейном обошлись бесцеремонно, разрушив его экскаваторами в ноябре 2014 года. На этом месте уже строится новый плавательный бассейн и, как обещают авторы победившего конкурсного проекта, внешне он гармонично впишется в окружающий ландшафт.

29. Лужники. Снос бассейна. 02.11.14.13..jpg

30. Лужники. Бассейн. 17.09.16.01..jpg

31. Лужники. Бассейн. 17.09.16.02..jpg
Элементы оформления фасада нового бассейна

32. Лужники. 26.03.12.25...jpg

Малая спортивная арена предназначена для проведения хоккейных баталий, но способна трансформироваться под разные задачи. Например, МСА на время новогодних каникул может превращаться в цирковую арену.

33. Лужники. Репетиция. 16.12.15.01..jpg

34. Лужники. Дворец спорта. 15.09.13.11..jpg

Волейбол, баскетбол, спортивная гимнастика, бокс, фехтование, дзю-до, хоккей - за свою историю Дворец спорта повидал немало соревнований высокого уровня. А ещё это популярная концертная площадка.

35. Лужники. УСЗ Дружба. 08.12.12.01...jpg

Универсальный спортивный зал «Дружба» построен в 1979 году к московской Олимпиаде для проведения волейбольного турнира. Изюминка проекта в оригинальной конструкции трибун, верхние - стационарные, а нижние могут складываться «гармошкой». В «Дружбе» играют в теннис, волейбол, баскетбол, проводятся борцовские турниры.

36. Лужники. УСЗ Дружба. 22.02.13.11..jpg

37. Лужники. УСЗ Дружба. 22.02.13.09..jpg

38. Лужники. 26.07.08..JPG

Точечное обновление комплекса началось несколько лет назад, когда вместо неказистых заведений советского общепита в городе спорта вдруг выросли купеческие хоромы.

39. Лужники. 26.03.12.36...jpg

40. Лужники. Дворец спорта. 15.09.13.05..jpg

Реконструкция БСА, возведение многочисленных служебных построек к футбольному чемпионату, строительство бассейна и тотальное благоустройство территории - таковы Лужники-2016. Снесены прежние кассовые павильоны. Даже фонтаны временно демонтированы, а свыше 1000 фонарей 1956 года будут заменены новыми.

41. Лужники. Фонтан. 29.09.07..JPG

42. Лужники. Фонтан. 17.09.16.01..jpg

42. Лужники. 26.03.12.10...jpg

44. Лужники. Центральный стадион химиков. 1928...jpg
Центральный стадион химиков. 1928 год: https://pastvu.com/p/95745

Обычно болельщики направляются от метро к Большой или Малой спортивным аренам, зрители идут на концерты в сторону Дворца спорта, а дальше, до Лужнецкой набережной мало кто добирается. Но именно там с постройки Центрального стадиона химиков завода «Каучук» в 1926 году начинался лужниковский спорт. Это был настоящий стадион с первыми в СССР эллиптическими трибунами, рассчитанными на 4000 зрителей. Спортивное сооружение меняло названия - стадион резино-химии имени IX съезда профсоюзов, стадион спортивного общества «Трудовые резервы», а в 1956 году было включено в состав Центрального стадиона имени Ленина. Сейчас проводится далеко не первая реконструкция объекта.

45. Лужники. Спорт.городок. 15.09.13.05..jpg

43. Лужники. Центральный стадион химиков. 1926..jpg
Начало строительства Центрального стадиона химиков. 1926 год: https://pastvu.com/p/95827 На снимке виден Николаевский (Краснолужский) мост МОЖД.

46. Усачёва ул. д35с1. 17.09.16.01...jpg

Среди окрестных достопримечательностей можно упомянуть конструктивистскую застройку 1920-1930-х годов. Левее метро «Спортивная» общежитие академии коммунистического воспитания сильно перестроено, но чуть дальше по Усачёва можно обнаружить довоенные кварталы жилых домов, школы, бани.

47. Усачёва ул 50. лицей. 14.05.16.29.ш..jpg

48. Десятилетия Октября ул. 28.09.08.2.JPG
На улице 10-летия Октября к Фестивалю молодёжи и студентов установили скульптурную композицию «Миру - мир». Поначалу персонажей было трое, но в лихие девяностые фигура славянской девушки была похищена вандалами и на постаменте остались лишь два атланта-иностранца, держащие на руках шар земной.

49. Новодевичий монастырь. 10.03.13.01...jpg

Про Новодевичий монастырь, основанный великим князем Василием III в 1524 году - в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», лучше много не говорить, чтобы совсем не отвлечься от железнодорожной темы сюжета, слишком занимательна история этого монастыря. Архитектурный ансамбль в стиле московского барокко сложился в XVI—XVII веках, а из самых древних построек сохранился Смоленский собор, старейший храм монастыря.

54. 02.04.09. 076.Новодевичий.JPG

55. Новодевичий. Патриарх Кирилл. 07.07.16.02..jpg

50. Новодевичий монастырь. 12.08.09.1.jpg

53. Новодевичий монастырь. 29.09.07.12.JPG

52. Новодевичий монастырь. 29.09.07.18тп.jpg

56. Новодевичий. 22.08.15.55.Успен..jpg

57. Новодевичий. 22.08.15.58.Успен..jpg

58. Новодевичий. 22.08.15.51.Смол..jpg

60Б. Новодевичье кладбище. 25.09.16.03..jpg

Как водится, по соседству возникло монастырское кладбище, которое со временем разрослось и в 1898 году приросло большой территорией. Архитектор Сергей Родионов распланировал участки, построил кирпичные стены и установил дренажную систему. После Октябрьской революции решением ВЦИК эта земля была отдана для погребения «лиц с общественным положением», под эту категорию попали участники революционных событий, лояльные власти литераторы, прославленные деятели культуры, чекисты, жертвы авиационных катастроф. На некоторых надгробиях даже указан стаж членства в единственной в стране политической партии - ВКП(б).

59. Новодевичий. 22.08.15.24..jpg

Тем временем, власти закрыли монастырь и реконструировали храмы под музей, а древний некрополь был практически уничтожен. У монастырских стен сохранилось лишь около сотни надгробий, в основном, декабристов и героев Отечественной войны. Церковные кладбища уничтожались по всей Москве и прах людей, оставивших след в российской истории, стали свозить на Новодевичье. Здесь были перезахоронены Гоголь, Третьяковы, Ермолова, Левитан, а из Парижа доставлен прах Шаляпина.

60А. Новодевичье кладбище. 25.09.16.08..jpg

61. Памяти Федотова. 02.04.09. 082.Новодевичье.JPG

В 1949 году площадь кладбища увеличили примерно в два раза и эту территорию стали называть новой. Большой участок был отведён под захоронения военачальников, победителей в Великой Отечественной войне, и по значимости Новодевичье уступало лишь некрополю у Кремлёвской стены. По каким-то резонам власти ограничили доступ рядовых горожан на это кладбище, допуская сюда лишь родственников усопших. Исключением был День Победы 9 мая, когда посещение становилось доступно для всех.

60Г. Новодевичье кладбище. 1985...jpg
Очередь посетителей Новодевичьего кладбища. 1985 год: https://pastvu.com/p/92630 Очередь растянулась вдоль почти всей ограды некрополя, снимок сделан с насыпи МОЖД.

В конце 1970-х годов произошло ещё одно расширение кладбища за счёт ликвидации каменотёсных мастерских. На Новодевичьем нашли последний приют люди, составлявшие цвет советской интеллигенции, чьи имена помнят и будут помнить. А надгробные памятники выполнены такими скульпторами, как Вучетич, Мухина, Кербель, Мотовилов, Шадр. ГУП «Ритуал» даже создал экскурсионное бюро для организованных посещений Новодевичьего кладбища. Вход в некрополь свободный для всех желающих.

62. Новодевичье кладбище. 02.04.09. Гоголь.JPG

На фотографиях - памятники Николаю Гоголю, Юрию Никулину, экипажу и пассажирам АНТ-20 «Максим Горький», Василию Маргелову, Борису Ельцину.

63. Новодевичье. Никулин. 29.07.07..JPG

64. Новодевичье кладбище. Самолет. 09.08.08.1.JPG

65. Новодевичье. 21.08.10.14.. Маргелов...jpg

66. Новодевичье.Ельцин. 01.02.11.03...jpg

67. Новодевичье. 18.10.09.51..jpg

60В. Новодевичье кладбище. 25.09.16.01..jpg

Познавательная прогулка по окрестностям станции «Лужники» затянулась, пора занимать места в «Ласточке» и отправляться дальше.

68. МКЖД. станция Лужники. 07.07.16.07..jpg

Московской Окружной железной дороге посвящён журнал: http://mozd.livejournal.com
Забытое кольцо Москвы: http://railroad.100megsfree5.com/Line/Moscow_Belt.html
Инновационный дайджест: http://www.rzd-expo.ru/history/MoskovskayaOkruzhnayaZD/

Следующая станция - «Кутузовская». Кстати, объявления в электропоездах МЦК назойливо дублируются на английском языке - The next station is Kutuzovskaya. Вероятно, руководство полагает, что уже сейчас толпы иноземцев пользуются услугами МЦК.

69. МОЖД. схема..jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886
Tags: Москва, Хамовники, монастыри, спорт, транспорт, храмы
Subscribe

Posts from This Journal “Хамовники” Tag

Buy for 40 tokens
Peter, Paul and Mary was an American folk group formed in 1961. Питер , Пол и Мэри — фолк -трио. Группа создалась в 1961 г. Peter, Paul and Mary was an American folk group … Постойте, а почему вспомогательный глагол to be (в форме прошедшего времени was…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments