eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Изгнание Святого Николая с Арбата. Часть 4

Сейчас Арбат и Большую Молчановку разделяет широкое полотно Нового Арбата, и они кажутся далекими друг от друга. А прежде считалось, что улицы проходят совсем рядом - всего каких-то 200 метров от одной до другой по тихим приарбатским переулкам, среди которых затерялись Большая и Малая Молчановки и Собачья площадка с уютным фонтанчиком.
В 1920-х годах церковь Николы на Песках была чрезвычайно популярна у арбатских прихожан. Принимая решение о ее сносе, Московский совет ханжески предложил перевести "группу верующих... в церковь так называемую Николая на Б. Молчановке (расстояние менее 1/4 км)". Церковь "так называемую Николая", которая тоже была уже обречена на снос, разрушили в 1934 году. Называлась она церковь Святого Николая Чудотворца на Курьих Ножках. Название напоминает, что в этих местах, у Поварской слободы, находились когда-то государевы птичьи дворы (впрочем, существуют и другие версии происхождения этого названия). В 1635 году церковь фигурирует в официальных документах как уже действующая, но тогда она была деревянной.


ник.кур.нож
Церковь Николая Чудотворца на Курьих Ножках, фото конца 19 века

В 1681 году деревянную церковь разобрали и перенесли на Пресню, бывшую тогда пригородом, а приходу Никольской церкви на Курьих ножках Каменным приказом были выделены средства для строительства каменного храма. В том же 1681 году возвели главную церковь, в 1722 году пристроили придел великомученицы Екатерины, в 1805 - трапезную и колокольню.
По тогдашней традиции церковное здание окружали дома священнослужителей. В одном из этих домов в 1810 году поселился с семьей Сергей Львович Пушкин, переехав сюда из Кривоарбатского переулка. Известный москвовед Сергей Романюк обнаружил в архивах сведения об этом забытом факте. С.Л. Пушкин снял дом у священника церкви Николы на Курьих Ножках отца Василия Иванова. Небольшой деревянный домик выходил фасадом в Борисоглебский переулок. Тихое, зеленое, уютное место очень подходило для семьи с маленькими детьми. Но жизнь Пушкиных была омрачена здесь двумя страшными потерями: 12 сентября 1810 года умерла Софья, маленькая сестра Александра, ей был 1 год и 8 месяцев, а 27 декабря того же года умер пятимесячный Павел.

пушк.серг.львов.отец
Сергей Львович Пушкин, отец поэта

Это был последний московский дом, в котором Александр Пушкин жил ребенком - в июле 1811 года отсюда, из Борисоглебского переулка у Арбата, его отправили учиться в Петербург, в Лицей. Но Александр Сергеевич полюбил эти места и, вернувшись в Москву уже взрослым человеком, снял квартиру на Арбате. Москвичи всегда считали Пушкина именно арбатцем, первые биографы поэта даже ошибочно указывали, что он здесь родился.
Деревянный дом священника Иванова был поглощен московским пожаром 1812 г. Сцены пожара, описанные Львом Толстым в "Войне и мире", происходили как раз в этих местах, между Поварской и Арбатом, которые превратились в сплошное море огня.
После войны церковь восстановили, и она своим особым уютом привлекала к себе москвичей со всей округи.
В начале ХХ века, в годы войн и революций, многие посещали именно этот храм, хотя по соседству было множество других. Алексей Толстой, проживавший в 1915 - 1918 годах рядом, на Малой Молчановке, тоже хорошо знал церковь Николы на Курьих ножках. Вероятно, не случайно героинь романа "Хождение по мукам" Катю и Дашу он сделал прихожанками именно этой церкви. Ведь в Староконюшенном переулке, где в старинном особнячке поселились в 1914 году сестры, была своя почитаемая церковь - Иоанна Предтечи, а если говорить о Святом Николае, так по пути из Староконюшенного на Молчановку можно было найти и другие Никольские храмы, поближе. И все же на Страстной неделе героини Толстого посещали именно церковь "Николы на Курьих ножках, что на Ржевском" (имеется в виду Ржевский переулок, проходивший рядом с церковью). Сюда Катя, работавшая как и Даша сестрой милосердия в военном лазарете, привозила на Пасху святить куличи для раненых... Вероятно писатель полагал, что особый мир духовности, царивший в этой церкви, соответствовал внутреннему миру его героинь...

aleks-tolstoy
Алексей Толстой

Особые ощущения от посещения этой церкви возникали и у Ивана Бунина. Перед отъездом в эмиграцию он пришел в эту церковь проститься с Россией. В своем дневнике Бунин записал: "Вчера от Ушаковой зашел в церковь на Молчановке - "Никола на Курьей ножке". Красота этого еще уцелевшего островка среди моря скотов и убийц, красота мотивов, слов дивных, живого золота дрожащих огоньков свечных, траурных риз - всего того дивного, что все-таки создала человеческая душа и чем жива она - единственно этим! - так поразила, что я плакал - ужасно, горько и сладко.
Сейчас был с Верой там же. "Христос воскресе!" Никогда не встречал эту ночь с таким чувством! Прежде был холоден". Через 16 дней Бунин навсегда покинул Россию...

Muromceva_i_Bunin
Иван Бунин с женой Верой Мромцевой

На этой пасхальной службе И. Бунин встретил в церкви и другого прихожанина - А. Толстого. Упоминает об этом Бунин с некоторым раздражением, впрочем характерным для его дневниковых записей 1917 - 1918 гг. Слишком напряжены были нервы писателя в период революционных событий, слишком много потрясений пришлось пережить, слишком многие собратья по перу раздражали - казалось, уж очень легко они переносят случившееся, не понимают, не ощущают трагизма событий, и делают, и говорят не то... "У светлой заутрени Толстой с женой. В руках - рублевые свечи. Как у него все рассчитано! Нельзя дешевле. "Граф прихожанин"! Стоит точно в парике в своих прямых бурых волосах a la мужик".
(И. Бунин. "Дневник 1917 - 1918 гг." Запись от 4 мая (21 апреля) 1918 г.)


мос.ник.на.кур
Церковь Николая Чудотворца на Курьих Ножках в 1920-х годах

      Вскоре после того, как закрыли и уничтожили церковь Николы на Песках, закрыли и церковь Николы на Курьих ножках, куда "заботливо" перевели николопесковский приход. В 1934 году церковь на Большой Молчановке разобрали "для добычи стройматериалов". Позже на месте церкви была построена типовая школа.


Б.ржев.пер.б.молчан
Угол Большого Ржевского переулка и Большой Молчановки, фото начала 1960-х годов. За бывшей церковной оградой видно типовое здание школы постройки середины 1930-х годов, появившееся на месте церкви. Теперь снесено и оно, уступив участок офисному зданию современной постройки.

Продолжение следует.
Tags: Алексей Толстой, Арбат, Бунин, Москва, Пушкин, история Москвы, храмы
Subscribe
promo fontyler 17:11, yesterday 8
Buy for 40 tokens
Peter, Paul and Mary was an American folk group formed in 1961. Питер , Пол и Мэри — фолк -трио. Группа создалась в 1961 г. Peter, Paul and Mary was an American folk group … Постойте, а почему вспомогательный глагол to be (в форме прошедшего времени was…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments