?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Памятник балерине Майе Плисецкой, появившийся в Москве, вызвал множество споров. В обществе опять раскол... Скажу честно, я принадлежу числу тех, кому памятник не понравился.
Но вот мнения моих уважаемых ЖЖ-друзей: москвоведа Алексея Дедушкина и преподавателя истории Сергея Воробьева. За и против...

Оригинал взят у a_dedushkin в Майя Плисецкая
Глянул сегодня только что открытый памятник Майе Плисецкой на Большой Дмитровке.

Мая Плисецкая
Великая балерина в образе Кармен.
По нынешним временам далеко не худший вариант. Очень даже неплохо. Экспрессия чувствуется.


Мая Плисецкая

Мая Плисецкая

Мая Плисецкая

Мая Плисецкая


Оригинал взят у sergeyurich в Плисецкая или Кармен? Ни то, ни другое!
  Вчера, 20 ноября 2016 года, в сквере имени Майи Плисецкой на Большой Дмитровке был открыт памятник великой балерине. Скульптором Виктором Митрошиным была создана 9-метровая статуя, которую одобрил супруг Плисецкой композитор Родион Щедрин:



 При создании памятника была проблема. Дело в том, что, как утверждает заместитель министра культуры Александр Журавский: "Плисецкая не хотела ничего в бронзе, напоминающего персонально её. Поэтому мы приложили маскимум усилий, чтобы сделать изящный памятник, передающий грацию балерины. К тому же мы остановились на ее любимом образе - Кармен".

    С моей точки зрения, этот памятник крайне неудачный.
    И вот почему я так считаю:

 Во-первых, балет как таковой, является искусством элитарным, камерным (вне зависости от вместительности зала Большого театра), поэтому и памятник действительно великой балерине никак не должен быть таким огромным. К чему этот гигантизм?
    Во-вторых, на памятнике все-таки получилась бронзовая Плисецкая, против чего она возражала. Грациозна ли эта скульптура? Да! Но пусть я повторяюсь, грациозность не очень сочетается с монументальностью.



 В-третьих, если считать этот монумент не памятником балерине, а ее образу, то так и нужно было написать на постаменте: "Кармен в исполнении Майи Плисецкой".

    И, наконец, возникает вопрос, читали ли автор памятника и замминистра культуры первоисточник - новеллу Проспера Мериме "Карман", посвященную описанию нравов цыган? А ведь именно цыганкой была роковая работница табачной фабрики Севильи. Насколько Майя Плисецкая похожа на цыганку? (Впрочем, это риторический вопрос).



 И ещё: неужели скульптор Митрошин и чиновник от культуры Журавский никогда не были в Севилье, где установлен памятник героине новеллы Мериме?



Ну как? Похожа ли Кармен в исполнении андалузцев на Майю Плисецкую?

    Правда, нужно заметить, что в новелле Проспера Мериме ревнивый дон Хосе зарезал коварную изменщицу Кармен вовсе не в центре Севильи, а в лесу. Но кто же будет устанавливать памятник пусть даже литературному персонажу в лесной чаще, если есть свободное место в центре Севильи, неподалеку от той самой табачной фабрики (впрочем, больше похожей на дворец; сейчас здесь располагается университет Севильи):



В оправдание андалузцам можно сказать, что их памятник посвящен столько не персонажу новеллы Проспера, сколько той танцовщице фламенко, которая выведена в опере Жоржа Бизе.
    Кармен - танцовщица фламенко - изначально цыганского танца, ставшего национальным танцем южной Испании и в особенности Андалузии!  Фламенко, а не балета!



 А вам, мои уважаемые друзья и читатели, нравится новый московский памятник?
    Было бы интересно узнать ваше мнение.

    Сергей Воробьев.

Posts from This Journal by “памятники” Tag

  • Книжная ярмарка на Красной площади

    Завтра, 31 мая на Красной площади открывается книжный фестиваль. Теперь его так и называют "Красная площадь", хотя многие по привычке…

  • Впечатления от Молодежной...

    Вчера побывала на Молодежной (район не мой, бываю там редко). И с некоторым удивлением обнаружила рядом с метро памятник барону Мюнхгаузенгу. Сейчас…

  • Опять пожар

    На ВДНХ загорелся павильон № 1, памятник архитектуры, определяющий облик выставки. По сообщениям, вспыхнули строительные леса, которыми обнесли…

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1067
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 82 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
amarok_man
Nov. 21st, 2016 02:15 pm (UTC)
честно говоря, мне тоже памятник не понравился. На фотографиях точно не понравился
eho_2013
Nov. 21st, 2016 04:14 pm (UTC)
И мне не понравился. Художественным воплощением прежде всего.
alise84
Nov. 21st, 2016 02:20 pm (UTC)
Мы памятника еще не видели, а фотография всего впечатления не передает. Хотя видно, что есть и экспрессия и определенная грация. А вот по поводу отзывов я скажу. Смешались в кучу кони люди, как написал бы Суворов.
1. А почему Майя Плисецкая должна быть похожей на цыганку? Памятник не предполагает абсолютного портретного сходства с балериной, во-первых. Во-вторых, зачем сравнивать памятник героине новеллы Мериме и образу, созданному в балете. Это - разные образы. И персонажи разные)))
2. В опере Бизе тоже не танцовщица фламенко выведена. Опера - искусство крайне абстрактное. Это - не этнографическое представление. "Кармен" скорее произведение о тех свойствах страсти, о которых мечтал написать Пастернак, а не производственная драма из жизни работниц табачной фабрики в отсутствии профсоюза. К тому же цыгане в литературе романтизма - не этническая, характеристика, а образ) Поэтому обсуждать "похож-не похож" тут довольно странно.
В целом по поводу положительного отзыва сказать ничего не могу - не видела, а вот отрицательный напоминает рассказ Виктора Драгунского про украинскую ночь.
https://deti-online.com/skazki/rasskazy-dragunskogo/tiha-ukrainskaya-noch/


Edited at 2016-11-21 02:21 pm (UTC)
eho_2013
Nov. 21st, 2016 04:25 pm (UTC)
Выводы Сергея Юрьевича хочется оспорить, ты права. Я выбрала и тот, и другой отзывы, потому что авторы старались как-то обосновать свою позицию.
У меня претензии другого рода - непропорциональность во всем. Памятник слишком высок для маленького скверика, зажатого между домов, для старой улицы со сложившейся застройкой. Постамент слишком высок для фигуры балерины. К тому же, на некоторых фотографиях видно, что рука фигуры длиннее, чем нога, а ноги - разной длинны. И лицо могло бы быть одухотворенным, а не кукольным.
Но каждый видит свое...
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 21st, 2016 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 05:03 pm (UTC) - Expand
julia_shahray
Nov. 21st, 2016 02:32 pm (UTC)
мне нравится - красивый
eho_2013
Nov. 21st, 2016 04:26 pm (UTC)
Примерно половина общества с Вами солидарна)))
_dna
Nov. 21st, 2016 02:45 pm (UTC)
ваял скульптор её по фотографиям образа и как многие резонно замечают, мог бы сделать более похожим на оригинал.



С руками и особенно пальцами там что-то перемудрено. с определенных ракурсов (см.3-ю фотографию) они мне вообще напоминают руку инопланетянина
eho_2013
Nov. 21st, 2016 04:28 pm (UTC)
У меня возникла ассоциация с кузнечиком, распрямившим коленки... Хотя не уверена, что случись такое, он будет выглядеть именно так.
(no subject) - pro100_mica - Nov. 24th, 2016 06:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 24th, 2016 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - pro100_mica - Nov. 24th, 2016 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 24th, 2016 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pro100_mica - Nov. 24th, 2016 02:53 pm (UTC) - Expand
aborigenarbata
Nov. 21st, 2016 02:48 pm (UTC)
Памятник очень хорош, в том числе тем, что воплощен образ Кармен, который ассоциируется только с Майей Михайловной. Фото памятника позволяют его оценить, лучше, чем стоя у его подножья. Была бы балерина в пачке, ходили бы и гадали, а кто это, ой, Уланова, нет, да это Лепешинская. Можно только порадоваться тому, что размер памятника не согласовывался с ЮНЕСКО. Грандиозная женщина достойна грандиозной памяти.
eho_2013
Nov. 21st, 2016 04:33 pm (UTC)
Но грандиозный памятник требует большого пространства, а тут он зажат в щели между домов. Как Вы справедливо заметили - стоя у подножия, его не оценить, а издалека тоже - плотная застройка обзор закрывает.
(no subject) - aborigenarbata - Nov. 21st, 2016 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 21st, 2016 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aborigenarbata - Nov. 21st, 2016 05:02 pm (UTC) - Expand
alise84
Nov. 21st, 2016 03:45 pm (UTC)
Пошла мужа спросила про то, является ли балет камерным искусством? Он очень удивился. Сказал, что бывает камерный балет ( как когда-то у Голейзовского), а бывает и "большой"балет. И Плисецкая никак не камерного жанра балерина, а скорее "большого стиля". Да и вообще балет - имперское искусство, камерного там мало).
Да и вообще как этот жанр может быть камерным, когда в классических постановках занят полный симфонический оркестр.
eho_2013
Nov. 21st, 2016 04:41 pm (UTC)
Я вообще не очень понимаю, почему при работе над памятником Плисецкой надо опираться на литературный первоисточник либретто постановки, в которой она танцевала, так как балет камерный жанр (? и опера тоже??) Но прозвучавшее там же слово "гигантизм" в адрес памятника - по существу вопроса.
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 21st, 2016 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 21st, 2016 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 21st, 2016 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 21st, 2016 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 05:59 pm (UTC) - Expand
jumeau_2009
Nov. 21st, 2016 05:15 pm (UTC)
Здравствуйте, Елена!)
Видела короткое интервью со скульптором, он сказал, что ММ сама "утвердила" такой вариант(про высоту не говорил), незадолго до смерти.
Мне памятник нравится, если ниже, то непременно бы взялись тереть до дыр пуанты, на счастье и исполнение желаний))
eho_2013
Nov. 21st, 2016 05:21 pm (UTC)
Здравствуйте! Рада Вас видеть)

Неожиданный, но весьма разумный подход! Про невозможность "тереть пуанты" в таком варианте я даже не задумалась)

А ММ если и утвердила, то графический эскиз. А они обычно весьма приблизительно совпадают с конечным результатом.
alise84
Nov. 21st, 2016 05:24 pm (UTC)
А кстати, памятникам балеринам, похоже, положено быть грандиозными. Вот памятник Анне Павловой в Лондоне)
eho_2013
Nov. 21st, 2016 05:45 pm (UTC)
Ну, это лимпопо какое-то...
Фигура балерины в парке Горького не считается памятником Лепешинской, но лепили с нее... Соцарт, но пропорции вполне:
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 05:58 pm (UTC) - Expand
alise84
Nov. 21st, 2016 05:26 pm (UTC)
У меня сегодня день занудства))) Корни фламенко надо искать в мавританской, а не в цыганской музыке. Ну и еврейские корешки там тоже есть)
eho_2013
Nov. 21st, 2016 05:36 pm (UTC)
А мужики-то не знают! )))
(no subject) - alise84 - Nov. 21st, 2016 05:43 pm (UTC) - Expand
alise84
Nov. 21st, 2016 08:13 pm (UTC)
Все о том же
Сижу, пытаюсь вспомнить, а кто же написал русский вариант "Хабанеры"? Тот где "у любви, как у пташки крылья"...гуглю. Нету улова. Стала рыть упорно. Итак, первая редакция перевода была сделана в конце девятнадцатого века А. Горчаковой. Но этот перевод был практически дословным. А потом Е.Геркен-Баратынский его отредактировал. Но поскольку Геркен был репрессирован, то имя его с афиш надолго исчезло.
Он был талантливым переводчиком с французского. Вот, например, из де Мюссе
МАДРИД

Мадрид, Испании царица,
В твоих предместиях ютится
Немало пар прекрасных глаз.
О, белый город серенады.
Прелестниц пламенные взгляды
И ножек след в вечерний час.

Мадрид, быков твоих скаканье
Приветствуют рукоплесканье
И громы возгласов живых.
Твоими звездными ночами
Синьоры, скрытые плащами,
Нисходят с лестниц голубых.

Мадрид, Мадрид! Смеюсь я звонко
Над женской талиею тонкой,
Над всяким узким башмачком,
Ах, я одну красотку встретил -
Ей равной нет на белом свете -
Могу ручаться смело в том.

Знаком я с нею, и дуэнья
Мне отворяет без сомненья -
И только мне - дверной замок.
Навек отучится от бредней
К ней подошедший за обедней,
Суровый получив урок.

О, андалузская княгиня,
Моя ревнивая богиня,
Моя прекрасная вдова.
То демон злой, то ангел Божий,
Смугла, как апельсина кожа,
Как птичка милая резва.

Когда я, хрупкий стан сгибая,
Влюбленным ртом ее ласкаю,
И близится борьбы исход,
Как гибки все ее движенья,
Как сладостно изнеможенье
Ее пленительных красот.

Но, если б знать вы захотели,
Как удалось достигнуть цели:
Я на коне прогарцевал,
Два комплимента про мантилью,
А после шоколад с ванилью,
И всё закончил карнавал.
Геркен, кстати, Сталина пережил. Умер в 1962 году.


Edited at 2016-11-21 08:13 pm (UTC)
eho_2013
Nov. 21st, 2016 08:36 pm (UTC)
Re: Все о том же
Вот так копнешь, и какие глубины разверзнутся...
Кстати, сценарий "Верных друзей" писал Галич. Может, и шутка "Хабанеру давай!" возникла не случайно, а чтобы напомнить? Для 50-х годов смелость...
Re: Все о том же - alise84 - Nov. 21st, 2016 08:59 pm (UTC) - Expand
virginian
Nov. 22nd, 2016 01:51 am (UTC)
Удачный памятник или нет, нашим знатокам виднее. Меня смущает окружение памятника, какие-то безликие дома, тесно, отовсюду кондиционеры торчат, уж лучше бы в лесу сделали...
eho_2013
Nov. 22nd, 2016 09:17 am (UTC)
Ну почему надо полагаться на мнение знатоков? Общественность в нашем лице тоже имеет право голоса.
А насчет окружения памятника - это просто бывшие внутренние дворы. Улица старая, застроена преимущественно доходными домами 19 века. А строили их тогда плотно, фасад к фасаду вдоль красной черты, уводя строение вглубь квартала. Фасады отделывали по возможности роскошно, внутренние стены во дворах были очень скромными. Но таких, как в знаменитых питерских дворах-колодцах, у нас все же немного. Скверик возник на месте снесенного дома, из-за чего открылись дворовые стены, изначально не предназначенные на обзор с улицы. Их попытались как-то благообразить, там возникло даже панно с Плисецкой в роли Лебедя. А теперь и памятник.
alise84
Nov. 22nd, 2016 09:10 am (UTC)
Отчитываюсь
ну вот что я увидела)
В целом крепкая профессиональная работа, но без изюминки. Однако Щедрину понравилось, что тоже важно. Высоковат. Непропорционален для такого маленького пространства. Однако, если посмотреть с другой стороны, маленький был бы задавлен домами. Трудно выбрать наиболее выгодную точку обзора всё из-за того же ограниченного пространства. При этом улицу не калечит и никаких более ценных архитектурных объектов не закрывает. Видимо дело в том, что скульпторам нужно искать какие-то новые формы встраивания мемориальных объектов в уже сложившуюся среду. Этот памятник был бы неплох, например, на большой площади перед каким-нибудь центром искусств имени Плисецкой в новом районе. А на Дмитровке можно было бы сосредоточиться на стенах ( инсталляции, композиции), а в центре сквера соорудить что-то более неожиданное ( Плисецкая эксперименты любила). Но в целом, пусть будет. Местному народу нравится - свой памятник это всегда приятно.
eho_2013
Nov. 22nd, 2016 09:49 am (UTC)
Re: Отчитываюсь
Щедрину понравилось, да. Он положительно отзывался о памятнике.
И конечно, пусть будет. Куда же его теперь деть?

Хотя как раз в новом районе на большом просторе смотрелось бы лучше... А в районе Дмитровки, слава Богу, достопримечательностей и так немало.
Re: Отчитываюсь - alise84 - Nov. 22nd, 2016 09:53 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - eho_2013 - Nov. 22nd, 2016 10:32 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - alise84 - Nov. 22nd, 2016 10:34 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - eho_2013 - Nov. 22nd, 2016 10:40 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - alise84 - Nov. 22nd, 2016 10:41 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - eho_2013 - Nov. 22nd, 2016 10:52 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - alise84 - Nov. 22nd, 2016 10:55 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - alise84 - Nov. 22nd, 2016 09:55 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - eho_2013 - Nov. 22nd, 2016 10:33 am (UTC) - Expand
Re: Отчитываюсь - alise84 - Nov. 22nd, 2016 10:35 am (UTC) - Expand
alise84
Nov. 22nd, 2016 10:02 am (UTC)
А в целом, памятник деятелю культуры - это всегда хорошо. Хотя бы, как напоминание о том, что это - все-таки не сфера обслуживания.
eho_2013
Nov. 22nd, 2016 10:37 am (UTC)
Во всяком случае лучше, чем грубые Свердловы и Калинины, которых принялись расставлять по центру в 80-х. Теперь все они переехали в Музеон.
(no subject) - alise84 - Nov. 22nd, 2016 10:40 am (UTC) - Expand
amarok_man
Nov. 22nd, 2016 12:06 pm (UTC)
Доброго дня, Елена ! И хорошего настроения !
eho_2013
Nov. 22nd, 2016 06:12 pm (UTC)
Спасибо! Хорошего, теплого вечера)))
(no subject) - amarok_man - Nov. 22nd, 2016 06:22 pm (UTC) - Expand
iriki
Nov. 22nd, 2016 02:02 pm (UTC)
А мне нравится! Место выбрано неудачно, увы. Эта женщина, прославившая русский балет, заслуживает и памятника, и площади для его установки. Неужто места не нашлось во всей Москве?
alise84
Nov. 22nd, 2016 02:38 pm (UTC)
Выбирали в центре, рядом с Большим театром, Архнадхор согласовал.
(no subject) - iriki - Nov. 22nd, 2016 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 22nd, 2016 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 22nd, 2016 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriki - Nov. 22nd, 2016 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 22nd, 2016 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 22nd, 2016 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Nov. 22nd, 2016 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Nov. 22nd, 2016 09:57 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 82 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com