В зависимости от настроения я ношу в своей душе прозрачный бокал шампанского счастья, объемную кружку кофейной женственности или фарфоровую чашку чайного умиротворения... И я не просто верю, но знаю, что вкус и глубина напитка зависят, в том числе, от выбранной для него посуды. Стоит ли удивляться, что моя кухня давно превратилась в сервировочную гардеробную, "наряды" которой я неизменно примеряю и пополняю с особым удовольствием! Так вот, во время очередного разбора хрупких сокровищ, привезенных из разных стран, полученных в подарок или купленных под действием спонтанных чувств, я с удивлением обнаружила отсутствие посуды Дулевского фарфорового завода. Было ли это упущением? Возможно. Но совершенно точно данный факт явился вызовом - к поездке в Ликино-Дулево, к посещению музея фарфора и, конечно же, к покупкам.
Честно сказать, от заводского музея я не ждала чего-то сверхъестественного - пара залов, несколько десятков экспонатов и максимум полчаса на осмотр. Но ретроспектива изделий, представленная в Дулево, не просто улыбнулась, но хохотала над подобным шаблонным мышлением! Местный музей - это фарфоровый город, обещающий увлекательное промтоварное путешествие...
Дулевское предприятие было основано в 1832 году Терентием Кузнецовым, впоследствии передавшим управление своему внуку - Матвею. Коммерческие способности этой купеческой династии были залогом абсолютного успеха. Шутка ли, руководить одновременно 8 российскими фарфоровыми заводами и выпускать продукцию, не уступающую по качеству, доступности и эстетике европейскому фарфору?!
Залог успеха любой продукции - узнаваемость. Кузнецов сделал ставку на благородную простоту форм и фольклорность рисунка. Итогом симбиоза стал неповторимый стиль - "агашки", напоминающий щеки зардевшихся барышень. Любопытно, что словообразование этого забавного понятия произошло от имени Агафья, распространенного среди заводских мастериц.
В технике "агашки" выполнены хрестоматийные дулевские сервизы "Красавица" с букетами шиповника на сочном синем фоне и "Золотой олень", спрятавшийся в зарослях розово-желтых роз.
Дулевские "агашки", за наивность и доступность называемые "трактирной" посудой, хоть и выглядели празднично, но предназначались для простых людей. Что касается аристократов, то им адресовался эклектичный дворянский фарфор. Данное направление было не менее успешым, и в качестве подтверждения - звание "Поставщик Двора Его Императорского Величия", полученное заводом в 1902 году.
В 1918 году предприятие национализировали и переименовали в Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". В первые годы советской власти все силы были направлены на восстановление и дальнейшее развитие производственных мощностей, а также на коррекцию художественных замыслов в угоду моменту.
Созидательный труд был перечеркнут войной. Примечательно, но в это сложное время предприятие ни на один день не прекращало свою работу. Более того, именно в данный период в Дулево сформировалась плеяда талантливых фарфористов, чьи работы и по сей день являются вершиной мастерства.
Среди "авторского" фарфора моими фаворитами стали работы мастера Галины Соркиной. Созданные ею произведения наполнены мелкими деталями, которые априори исключают технологическое производство.
Не знаю, насколько массовым был выпуск посуды в императорской России, но изделий времен династии Кузнецовых почти не сохранилось. Тем ценнее и эмоционально сильнее уцелевшие, хоть и визуально несовершенные, исторические вещи...
Дулевский завод - это не только посуда, но и скульптура: объемная и миниатюрная, серьезная и курьезная, абстрактная и тематическая...
Моими любимцами в скульптурном ряду стали статуэтки сказочной, балетной и спортивной тематик.
Впрочем, сколько бы я ни определяла лидеров, лейтмотивом было желание обладания. Собственно, данные мысли преследовали меня еще на этапе планирования поездки. Стоит ли уточнять, что в местный магазин я устремилась с особым предвкушением и азартом. Представленный ассортимент превзошел самые смелые мои ожидания: это была не сувенирная лавочка, а посудный универмаг! Фарфоровое разнообразие и ценовая доступность определили рефрен: "Боже, куда я попала?!" И все равно, заполняя покупательскую корзину, я наслаждалась и твердо знала, что мне повезло.
Journal information