?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



С самой новогодней ночи в сети не стихает обсуждение фильма Ирония судьбы или С легким паром!". Думаю, все уже не раз натыкались на эти посты и перепосты... Вот, например: http://tanja-tank.livejournal.com/49608.html о деструктивных женихах Нади Шевелевой. Автор очень серьезно анализирует личности главных персонажей фильма, находя нарциссические черты у Жени Лукашина и даже у Жениной мамы.
Цитата: Начнем с Жени Лукашина. В фильме показаны только сутки из его жизни, и материала для анализа у нас не так много. Тем не менее, он есть. Увы, из-за обаятельного образа, созданного гениями Мягкова и Рязанова, проглядывают знакомые зловещие черты. И если деструктивность Ипполита видна практически сразу, то Женины эскапады многим кажутся безобидным шалопайством внутренне хорошего парня. Это-то и страшно...
Между тем, материала для анализа не так и мало, только надо привязать героев к их времени. Большая ошибка - обсуждать фильм так, словно дело происходит сейчас. Фильм вышел на экраны 40 лет назад. 40! И если мы вспомним об этом, многое встанет на свои места. Даже то, что не озвучивалось в фильме, легко считывалось в контексте времени и было всем понятно.
Прежде всего - в фильме, вышедшем к Новому 1976 году, Жене 36 лет. Он 1940-го года рождения! Кому-то нужно напоминать, что летом 1941 разразилась одна из страшнейших войн, которые переживала когда-либо наша страна. Значит, в начале войны Женя был грудным или годовалым ребенком... Пьеса, ставшая основой сценария, была написана немного раньше, но и Женя из пьесы был в начале войны маленьким ребенком. (Поколение Высоцкого - вспомните его "Балладу о детстве", как раз о жизни московских мальчишек того времени)...
Отца у Жени нет, только мама... Скорее всего, отца призвали на фронт и он погиб - типовая судьба миллионов. Женя его фактически не знал, хотя мама наверняка что-то рассказывала.
Итак, начало войны... Бомбежки, голод... Мама, оставшаяся одна с крошечным Женей на руках. Горе приходится хлебать полной ложкой. Кстати, мама в приличном возрасте даже для взрослого сына. Возможно, у нее был еще ребенок постарше, или даже дети, которых уберечь не удалось. Весь смысл ее жизни сосредоточился в этом крошечном комочке - сыне, все остальное потеряно. У каждой матери, пережившей войну с малышом на руках, были свои воспоминания о каждодневных и никому не заметных подвигах...

- Украли карточки в очереди. Надо было прожить несколько дней без еды... Когда ребенок умирал от голода, истощенная мать пошла сдавать кровь - донорам давали какие-то продукты. Полложечки топленого масла, всунутые в ротик ребенка, вернули его к жизни...

- Была страшная бомбежка. Раненая в ногу осколком мать, истекая кровью, бежала в бомбоубежище и тащила туда ребенка, понимая - если она упадет, погибнут оба. Добежав, потеряла сознание.

- Ехали в эвакуацию. Немцы с самолетов расстреливали эшелон. Вокруг был ад - кровь, трупы, стоны... Закрывала ребенка собой, чтобы сохранить ему жизнь.

- Водопровод не работал. Мать спустилась добыть воды, ненадолго оставив ребенка в квартире. Началась бомбежка, от зажигательных бомб загорелся верхний этаж дома. Маму удерживали, но она вырвалась, поднялась по горящей лестнице в квартиру и вытащила ребенка прежде, чем рухнули балки. Шрамы от ожогов остались навсегда.

Подобных историй миллионы. Нечто подобное переживали и Женя с мамой, потому что нечто подобное переживали ВСЕ...

Но мама справилась - сохранила, вырастила, выучила, поставила на ноги... Много, нечеловечески много работала. Война, трудное послевоенное время в голодной разоренной стране, с карточками, с бандитизмом... Мама в одном лице и мама, и папа. Отсюда и отсутствие особых сюсюканий, напротив, резкие формулировки. Но учила правильным вещам, что вспоминают и Женины друзья детства. Мальчишеская дворовая компания сына для нее свои ребята, почти родные. И она для них тоже. (Легко представить, как сварив кастрюлю супа, мать наливает по тарелке и сыну, и его вечно голодным друзьям). Свои, поэтому - никаких церемоний. И никаких обид по мелочам.
Итак, во время знаменитого Международного фестиваля молодежи и студентов - Женя выпускник школы или первокурсник, для матерого стиляги еще слишком юн. Но для него в этот переломный момент и начинается новая жизнь.
1960-е... Женя - молодой доктор в компании шестидесятников: посиделки с друзьями, откровенные разговоры обо всем с шутками и взаимным подкалыванием, стихи, песни под гитару... Недаром дружеская компания - его главная ценность. Общение, даже ОБЩЕНИЕ - то, без чего немыслимы шестидесятники...
Жениться было сложно - судя по всему, жили с мамой в коммуналке, в одной комнате. Упомянутая "ширма наша фамильная" оттуда - мама отгораживала свой уголок от взрослого сына. Да и Женя о первой несостоявшейся женитьбе говорит, что представил, как его избранница поселится в "этой комнате" (не в квартире!) и будет мелькать перед глазами (в тесноте коммуналки это серьезное испытание)...
И вот 1970-е. Их дом с коммуналками расселили (после ремонта откроют в нем контору Заготснабсбыт или просто снесут), у Жени с мамой появилась отдельная квартира, пусть и на окраине, в типовом доме. И маме, конечно, хочется, чтобы сын женился, свил гнездо, завел детей... И не остался бы в одиночестве, когда ее не станет.
Но ситауцию можно увидеть и так:

Нарциссичная матушка в двух-трех культурных предложениях, походя, успевает обесценить и сына, и его избранницу.
Обратим внимание и на то, какие достоинства Гали она выделяет. «Воспитанная, неглупая». Это характеристики того, как Галя выглядит со стороны, как о ней, возможно, скажет гипотетическая «княгиня Марья Алексевна» и вообще "люди", мнение которых для нарциссических людей архиважно. Но согласитесь, воспитанность и неглупость имеют далеко не самое важное значение для счастливого брака. Поэтому очень показательно, что Марина Дмитриевна выделяет именно их.

Мне лично за такими формулировками видится современная матушка 36-летнего сына: моложавая, ухоженная пенсионерка лет 56-57, с массой своих разнообразных интересов, родившаяся в относительно благополучных 1960-х... Самое трудное испытание для нее - нехватки 1990-х, а потенциальная невестка пугает возможным разрушением устоявшегося комфорта матушкиной жизни...

Не нужно все смешивать в кучу. Жене Лукашину сейчас было бы 76 лет. Молодежи, анализирующей фильм со своих позиций, он годится в дедушки. Вот так и нужно воспринимать фильм - давняя история из жизни дедушек, помогающая что-то узнать о том, как они жили сорок лет назад...

Posts from This Journal by “кино” Tag

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1070
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 94 comments — Leave a comment )
marina_mareika
Jan. 4th, 2017 03:42 pm (UTC)

Причины и обстоятельства понятны, но поведение детсадовское и хамоватое. Это я про Женю. Маму обсуждать не хочется. В любом случае не все определяют обстоятельства и прошлое. Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. Можно улечься на чужой диван со словами: "А вот никуда я не пойду", а можно сказать: "Ты мне нравишься, можно я побуду ещё?" И при отрицательном ответе - уйти.

eho_2013
Jan. 4th, 2017 05:20 pm (UTC)
Я Женю не оправдываю. Но тут вопрос - почему ему в 1970-х все простили? Сейчас, кстати, такой простоты в отношениях нет - даже к друзьям просто так не завалишься, предварительно не договорившись.
Он относится к числу людей, которым категорически нельзя пить, ибо облик теряют. И он, судя по всему, не врет, когда говорит, что не пьет. Прошлая, уже далекая пьянка на свадьбе у Павлика тоже завершилась грандиозным скандалом. Но в этот раз пьянка началась спонтанно - в бане у одного из друзей в портфеле оказался запас спиртного, купленный домой на все новогодние праздники. И Женя, набравшись, поплыл, теряя навыки взаимопонимания с окружающими...
А когда стал трезветь и возвращаться в состояние приличного человека, сам ужаснулся. Остаточная развязность - чтобы замаскировать стыд. Но в 70-х легко прощали то, что случалось "по пьяному делу". В наши дни уже не простили бы, гораздо строже стали судить такие вещи.
Почему и продолжение "Иронии..." вышло крайне неубедительным. Внезапная любовь к алкоголику из Москвы уже совсем-совсем не мотивирована.
livejournal
Jan. 4th, 2017 04:23 pm (UTC)
Еще раз об "Иронии судьбы"
Пользователь sd_2 сослался на вашу запись в своей записи «Еще раз об "Иронии судьбы"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Еще раз об "Иронии судьбы" [...]
alise84
Jan. 4th, 2017 04:56 pm (UTC)
На самом деле то, что мы к героям этого фильма уже много лет относимся как к реальным людям, говорит о том, что фильм состоялся и как художественное произведения и как явление в культурной жизни.
И да, конечно, это история из очень давней жизни. И так её и надо воспринимать.
eho_2013
Jan. 4th, 2017 05:25 pm (UTC)
Так еще и творение Рязанова в его лучшие времена! Умел)))
А относимся к героям как к реальным людям потому, что они узнаваемы при всей невероятности и даже абсурдности сюжета.
(no subject) - alise84 - Jan. 4th, 2017 05:28 pm (UTC) - Expand
tanafi
Jan. 4th, 2017 05:04 pm (UTC)
Все правильно...
Все надо рассматривать в контексте времени...
eho_2013
Jan. 4th, 2017 05:22 pm (UTC)
Справедливо.
marinagra
Jan. 4th, 2017 05:34 pm (UTC)

Леночка, вот анализ фильма психолога Павла Лабковского, мне он представляется довольно точным:
http://labkovskiy.livejournal.com/6706.html
eho_2013
Jan. 4th, 2017 05:36 pm (UTC)
Спасибо, почитаю!
(no subject) - eho_2013 - Jan. 4th, 2017 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 4th, 2017 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 4th, 2017 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 4th, 2017 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 4th, 2017 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 4th, 2017 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 4th, 2017 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marinagra - Jan. 4th, 2017 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 04:07 pm (UTC) - Expand
laralelya
Jan. 4th, 2017 06:53 pm (UTC)
Жене Лукашину было бы сейчас всего на год меньше, чем моей маме... Не задумывалась.
eho_2013
Jan. 4th, 2017 08:43 pm (UTC)
Вот о чем и речь! И для этого поколения герои вообще родные)
А молодежь вишь анализирует по Фрейду...
(no subject) - alise84 - Jan. 4th, 2017 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 4th, 2017 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 4th, 2017 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 04:11 pm (UTC) - Expand
pravoslavnaa
Jan. 4th, 2017 06:56 pm (UTC)
Как то не представляется Новый Год без этого фильма .
eho_2013
Jan. 4th, 2017 08:51 pm (UTC)
Да, уже давно традиция сформировалась - смотреть в праздник)
aborigenarbata
Jan. 4th, 2017 07:04 pm (UTC)
Наверное, я самый близкий здесь по возрасту к Лукашину. Смотрел фильм многократно и никаких не соответствий времени в поведение героев не наблюдал, включая и "транспортировку" героя в Ленинград. Товарища по работе в подобном состоянии отправили в Новокуйбышевск, вместо Грозного, только потому, что знали, что он летит на пуск производства на завод Синтезспирта, забыв, что подобное производство находится в двух этих городах. Потом просто посмеялись над "неудачником". Хамоватостью Лукашин не отличается, его поведение соответствует тому, что он у себя "дома".
Матушка Жени самая обыкновенная будущая свекровь, отношением к девушкам сына похожая на многих. Да всё в этом фильме, как у людей 70-х годов, которые могут сказать, а это про меня или про моего друга.
eho_2013
Jan. 4th, 2017 08:58 pm (UTC)
Ну какие могут быть несоответствия времени - Рязанов знал, о чем писал и о чем снимал, 70-е годы как есть.

А насчет хамоватости... У себя "дома" он пьяном виде, а когда протрезвел и понял, что его, пьяного, зимой, в чужом городе, в чужом доме приютили, накормили, дали денег на обратную дорогу, мог бы хотя бы из вежливости не обзывать стрихнином заливную рыбу, которую хозяйка любовно приготовила к праздничному столу. Или по-Вашему это не хамоватость, а вполне по-джентльменски?
(no subject) - aborigenarbata - Jan. 5th, 2017 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aborigenarbata - Jan. 5th, 2017 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aborigenarbata - Jan. 6th, 2017 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 6th, 2017 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - aborigenarbata - Jan. 6th, 2017 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 6th, 2017 09:31 am (UTC) - Expand
по мнению РПЦ - eho_2013 - Jan. 6th, 2017 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aborigenarbata - Jan. 6th, 2017 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 6th, 2017 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - aborigenarbata - Jan. 6th, 2017 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - aborigenarbata - Jan. 5th, 2017 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 6th, 2017 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 04:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 5th, 2017 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 04:42 pm (UTC) - Expand
feona2003
Jan. 4th, 2017 08:06 pm (UTC)
Этот фильм как мандарины на столе, без него новый год не новый год, заняться что ли больше нечем, как анализировать фильм. Вот он для меня совершенно из других "нитей" состоит!
eho_2013
Jan. 4th, 2017 09:00 pm (UTC)
Конечно, у каждого он свой.
Но пятый или шестой анализ да плюс их перепосты на френдленте заставил и меня заняться дедукцией)
(no subject) - alise84 - Jan. 4th, 2017 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 4th, 2017 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feona2003 - Jan. 4th, 2017 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 4th, 2017 09:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feona2003 - Jan. 4th, 2017 09:12 pm (UTC) - Expand
Вячеслав Мешков
Jan. 5th, 2017 01:27 am (UTC)
«И если вы не живёте, то вам и не, то вам и не, то вам и не
Диву даёшься: нынешние «психотерапевты-киноведы», психоаналитики-алхимики и их адепты-пациенты как великое откровение преподносят характеристики персонажей «Иронии судьбы…» Между тем, эти характеристики были даны сходу советскими колхозницами более сорока лет назад!

Кстати, напомню, что авторы фильма предупредили в титрах:
«Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и исключительно в новогоднюю ночь».
Т.е. новогодняя сказка! Не принимайте так уж всерьёз!

А я готов «Иронию судьбы…» в пятидесятый раз включить – хотя бы ради волшебной музыки М. Таривердиева. Да и голос Аллы Пугачёвой под гитару Сергея Никитина, и его вокал – тоже хорошо:

Если у вас нету тёти,
То вам её не потерять,
И если вы не живёте,
То вам и не, то вам и не,
То вам и не умирать,
Не умирать.

Александр Аронов

Для справки. В первый раз я смотрел этот фильм в амурской прерии, встречая 1976 год будучи молодым учителем в селе Верхняя Полтавка Амурской области (колхоз «Прогресс»). Через неделю в райцентре Константиновка на Амуре, на китайской границе родилась моя первая дочь Екатерина. Это я к тому, что «Ирония судьбы…» у каждого своя.

Edited at 2017-01-05 01:37 am (UTC)
eho_2013
Jan. 5th, 2017 04:44 pm (UTC)
Re: «И если вы не живёте, то вам и не, то вам и не, то вам и
"Ирония..." без сомнения у каждого своя.
Кстати, о китайской границе. Я была знакома с дочерью одного из командующих Дальневосточным округом, его в где-то в 1973 или 74 перевели в Москву. Она мне рассказывала: папа однажды с адъютантом рыбачил на Амуре, а мотор на лодке заглох. И их стало сносить течением на китайскую сторону... При тогдашних отношениях с китайцами ирония судьбы была бы еще та, если бы командир военного округа в чине генерал-лейтенанта пересек границу! Погранцы, когда заметили, по тревоге кинулись на помощь на военных катерах и перехватили генерала в последний момент.
alise84
Jan. 5th, 2017 09:33 am (UTC)
Как мне нравятся рассуждения о том, что детки, воспитанные только матерью вырастают эгоистичными натурами. В том поколении только матерями больше, чем полстраны было воспитано, а у некоторых и матерей не было.
А вот те, кто тогда рос в полных семьях ( если продолжать эту логику) выросли снобами и хамами, поскольку с детства смотрели на одноклассников сверху вниз. Одеты были лучше, за них было кому заступиться, денег в семье больше было.
А вообще можете кидать в меня помидорами, но я считаю, что большинство людей того поколения - никчемные инфантильные эгоисты. Их родители ( наши бабушки и дедушки) всю жизнь их тянули, растили, отдавали им последнее, мечтали, как они образование получат, а они на гитарках поигрывали и выпивали по кухням. А теперь что-то верещат про то, что им сейчас недодали. Так и не поняли, что сами давно взрослые.

Edited at 2017-01-05 10:39 am (UTC)
eho_2013
Jan. 5th, 2017 04:59 pm (UTC)
Во многом справедливо. Хотя случались и исключения...
(no subject) - alise84 - Jan. 5th, 2017 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virginian - Jan. 7th, 2017 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 7th, 2017 05:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virginian - Jan. 7th, 2017 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virginian - Jan. 7th, 2017 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 7th, 2017 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virginian - Jan. 7th, 2017 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 8th, 2017 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virginian - Jan. 9th, 2017 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Jan. 9th, 2017 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virginian - Jan. 10th, 2017 12:01 am (UTC) - Expand
alise84
Jan. 10th, 2017 05:56 pm (UTC)
Вот что значит волшебная сила искусства. Фильму больше сорока лет, а какие страсти)))
Хотя я тут зашла на сайт Третьяковки, там люди матом друг друга кроют, обсуждая "Черный квадрат".
( 94 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com