eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Своими глазами. Писатель Л.А. Кассиль

Широко известная автобиографическая книга Льва Абрамовича Кассиля "Кондуит и Швамбрания" основана на личных воспоминаниях автора и рассказывает о жизни интеллигентной еврейской семьи в городке на Волге в годы Первой мировой войны и революции.

Поволжье не входило в черту оседлости, довольно позорного явления в старой России, когда лица иудейского вероисповедания ограничивались в выборе места проживания. Хотя "в черту" были включены вполне благополучные места в Польше, Белоруссии, на Украине, на Черноморском побережье (Одесса и др.), все же наличие подобных ограничений оскорбляло людей и мешало нормальной жизни подданных Российской империи. Впрочем, из правила было много исключений, к примеру, на иудеев, имевших высшее образование, и членов их семей оно не распространялось. Не только отец Льва Кассиля, выпускник медицинского факультета Казанского университета, но и его дед Гершон Менделевич Кассиль, раввин Казанской иудейской общины, спокойно и с комфортом проживали на Волге.
Городок Покровск был многонациональным, но преимущественно православным. О каких-то страшных погромах, вспоминавшихся жителям других городов начала 20 века, той же Одессы, и национальных конфликтах в целом Кассиль практически не вспоминал. Разве что, о паре забавных происшествий, вроде того, как его младший братишка Оська узнал от кого-то, что они евреи, и донимал Леву вопросами: "А наша кошка тоже еврей?"

Покровская церковь в Покровской слободе

Покровская слобода с населением в 30 тыс. человек только в 1914 году, когда начинается действие "Кондуита", получила статус города и стала называться Покровском. Однако это было вполне благополучное и процветающее место. Основали Покровскую слободу в середине 18 века, когда на озере Эльтон начали добывать соль, и чумаки с Украины, возившие соль на волах по всей стране, вместе с волами и семьями перебрались поближе к соляным разработкам. Сюда переехало несколько сотен семей чумаков, ставших основой местного населения. Даже герб города - чумацкий вол, везущий соль.
Сейчас в городе проживает 224 тыс. человек, 90% населения считает себя русскими, и 2,3% украинцами (Википедия).
Engels Armorial Bull.jpg
Скульптура, изображающая герб Покровска (ныне Энгельса). Фото из Википедии

Потомки чумаков долго сохраняли свои привычки и диалектические особенности языка. Кассиль колоритно описывал народное гулянье на покровском променаде - главной улице, неофициально именовавшейся Брехаловкой:

Вечерами на Брехаловке происходило гулянье. Вся Брешка — два квартала. Гуляющие часами толкались туда и назад, от угла до угла, как волночки в ванне от борта до борта. Девчата с хуторов двигались посередине. Они плыли медленно, колыхаясь. Так плывут арбузные корки у волжских пристаней. Сплошной треск разгрызаемых каленых семечек стелился над толпой. Вся Брешка была черна от шелухи подсолнухов. Семечки называли у нас «покровский разговор».

Вдоль Брешки рядом стояли парни в резиновых ботах, напяленных на сапоги. Парни шикарно согнутым мизинцем снимали с губ гирлянды налипшей скорлупы. Парни изысканно обращались к девчатам:

— Спозвольте причепиться. Як вас по имени кличут… Маруся чи Катя?

— А ну не замай… Який скорый! — отвечала неприступная. — Ну, хай тоби бис… чипляйся.

Кроме переселенцев с Украины, в Покровской слободе, и особенно в округе проживало много  переселенцев из Германии - немцев-колонистов и основателей сельскохозяйственных экономий. Правда, о них Кассиль мало вспоминает, во всяком случае, в переработанном издании 1955 года, которое позже и тиражировалось. Видимо, из политических соображений. А ранние издания книги после того как брат писателя, тоже писатель и журналист Иосиф Кассиль (трогательный Оська из "Кондуита") был в 1937 году арестован и позже расстрелян как "активный участник террористической организации", переиздавать их перестали и они превратились в библиографическую редкость. Только в 1955 году переработанная книга снова увидела свет.
Город Покровск в советское время был превращен в Энгельс, до 1941 года - столицу республики немцев Поволжья, но к 1950-м годам осталось только название Энгельс.


Но вернемся к родным местам писателя.
Зажиточно обитатели Покровской слободы жили всегда, но после того, как в 1894 году здесь прошла Рязано-Уральская железная дорога и возник один из самых крупных оптовых рынков Заволжья, слобода буквально расцвела. Сюда пошли потоками разные товары - хлеб, соль, нефть, лес, стройматериалы, традиционный ассортимент продукции из Азии... Местные крестьяне-хлеборобы и мельники превратились в крупных хлеботорговцев. А огромных амбарах, рядами стоявших вдоль пристани, собиралось до 10 млн. пудов зерна. Сделки заключались на специально построенной в Покровской слободе Хлебной бирже, где свои представительства открыли так же крупнейшие российские банки - Русско-Азиатский, Волжско-Камский, петербургский Международный и др. Было и два местных банка - Сельский и Общества взаимного кредита.

Здание Хлебной биржи, в настоящее время - загс города Энгельса

В 1901 году путешествовавший в этих краях А.К. Маликов, оставивший описание нескольких российских губерний, написал: «Если взглянуть на линию громадных хлебных амбаров да на соседнюю с ними площадь, сплошь обставленную каменными зданиями, то всякий заезжий человек сразу же придет к заключению, что Покровская слобода изобилует коммерческими людьми и крупными капиталами».

Почти одновременно с железной дорогой в Покровской слободе была построена электростанция. Появились аптека и медпункт, вскоре преобразованный в городскую больницу, в которой работал молодой врач Абрам Кассиль. На 30 тыс. населения в начале 20 века здесь насчитывалось 18 учебных заведний, включая гимназии, в том числе и женские. Состоятельные крестьяне тоже предпочитали отдавать сыновей в гимназию - она давала возможность дальнейшего поступления в университет и "выхода в люди". Правда, у самих хуторских гимназистов это восторга не вызывало. Кассиль рассказывал:
И вот великовозрастные сыны этой степной вольницы, хуторские дикари, дюжие хлопцы, были засажены за парты Покровской гимназии, острижены «под три нуля», вписаны в кондуит, затянуты в форменные блузы.
Драки, списывание, подсказки на уроках и всякое хулиганство были обычным делом. Впрочем, мальчишечьи драки в маленьких волжских городах случались на протяжении всего 20 века (говорят, в наши дни стало поспокойнее). Какие-то джентльменские правила покровские драчуны, по словам Кассиля, все же соблюдали:

Меня били редко: боялись убить. Я был очень маленький. Все-таки раза три случайно валялся без сознания.

А для взрослых жизнь была более приятной. В Покровской слободе дествовала большая публичная библиотека, любительский театр, с большим успехом заменявший профессиональный, развлекательный сад "Венеция" с кегельбаном, бильярдом, рестораном с приличным выбором отечественных и заграничных вин, эстрадой на которой выступали заезжие музыканты и фокусники, синематограф "Эльдорадо", балы и маскарады в Коммерческом собрании...
Кассилю, в 1910-х годах - маленькому мальчику, жизнь городка представлялась так:

Город Покровск раньше был слободой. Слобода Покровская. Слобода была богатая. На всю Россию торговала хлебом. На берегу Волги стояли громадные, пятиэтажные деревянные, с теремками, амбары. Миллионы пудов зерна хранились в этом амбарном городке. Тучи голубей закрывали солнце. Зерно грузили на баржи. Маленькие буксирные пароходы выводили громадные баржи из бухты, как выводит мальчик-поводырь слепца.

Жили в слободе Покровской украинцы-хлеборобы, богатые хуторяне, немцы-колонисты, лодочники, грузчики, рабочие лесопилок, костемольного завода и немного русских крестьян. Летом калились до синевы под степным солнцем, гоняли верблюдов. Ездили на займище, дрались на берегу. Гонялись на лодках с саратовцами. Зимой пили. Справляли свадьбы, танцуя по Брешке. Лущили подсолнухи. Зажиточные хуторяне собирались в волостном правлении «на сходку». И, если подымался вопрос о постройке новой школы, о замощении улиц и т. д., горланили обычную «резолюцию»:

— Нэ треба!

Ну, 18 школ, гимназий и училищ и вправду было достаточно. А вот о замощении улиц не мешало бы подумать...


Базарная площадь в Покровской слободе

Доктор Кассиль пользовался в городе огромным уважением и большим авторитетом. Даже свадебные кортежи, украшенные цветами, обязательно останавливались возле его дома, с песнями, музыкой, плясками и дождем конфет, рассыпаемых вокруг горстями... Исключительно, чтобы подчеркнуть почтение к доктору.
Отец Кассиля, как врач самого широкого профиля, работал в больнице, его же усилиями был открыт еще и родовспомогательный приют, и еще принимал пациентов на дому. Мама была учительницей музыки.
Кассиль писал:
Отец и мать работали с утра до вечера, а мы росли, положа руку на сердце, блистательными бездельниками. Нам было оборудовано классическое «золотое детство» — с идеалами, вычитанными из книжек «Золотой библиотеки». У нас была специальная гимнастическая комната, игрушечные поезда, автомобили и пароходы… Нас обучали языкам, музыке и рисованию. Мы знали наизусть сказки братьев Гримм, греческие мифы, русские былины. Но для меня все это померкло, когда я прочел некую книжку, называвшуюся, кажется, «Вокруг нас». В ней просто рассказывалось о том, как пекут хлеб, делают уксус, изготовляют кирпич, льют сталь, дубят кожу. Книжка эта раскрыла мне сложный и занимательный мир вещей и людей, их производящих... Ботинки, блюдечки, ножницы, подоконники, паровозы, чай — все это, как оказалось, было изобретено, добыто, сработано огромным умелым трудом людей. Рассказ об овчине был не менее интересен, чем миф о золотом руне. Мне нестерпимо захотелось самому мастерить нужные вещи. Но старые книги и учителя, воодушевленно повествуя о коронованных героях, ничего не сообщали о людях, делающих вещи. И из нас растили или белоручек, беспомощных и никчемных, или надменную касту чистоплюев — людей «чистого умственного труда». Правда, иногда нам дарили кубики и кирпичики и предлагали создавать художественные подобия машин.
О бытовых подробностях жизни семьи Кассилей нужно еще поговорить подробнее...

источник: Кассиль Л.А. Собрание сочинений в 5-ти т. Т.1. - М: Детская литература, 1965. - С.31 - 322.


Tags: Волга, Российская империя, бытовые подробности, города, история России, своими глазами, семья
Subscribe

Posts from This Journal “своими глазами” Tag

Buy for 40 tokens
Peter, Paul and Mary was an American folk group formed in 1961. Питер , Пол и Мэри — фолк -трио. Группа создалась в 1961 г. Peter, Paul and Mary was an American folk group … Постойте, а почему вспомогательный глагол to be (в форме прошедшего времени was…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments