И при всей моей горячей любви к восточному искусству, некоторые произведения как-то обескураживали. Например монументы Гуру Римпочи (Драгоценному Учителю). В Сиккиме настоящий культ этого Гуру, он считается вторым после Будды. Его имя Падмасамбхава (Рожденный из Лотоса), но это можно только написать буквами, а произнести вслух затруднительно. Во-первых, он принес сюда тибетский буддизм и "благословил" Сикким, предсказав будущее, а во-вторых, именно со странствием Гуру по Гималаям в 8 веке связывают первое письменное упоминание Сиккима. И наш гид убеждал нас, что непременно надо посетить монумент Гуру Римпочи в Намчи. Это фантастическое, волшебное место, и вообще, главное, что можно увидеть в жизни. Вот просто: увидеть и умереть, лучше уже не будет. Мы долго ехали в гору на джипе, потом поднимались пешком, потом по каменным лестницам, купили билеты и наконец узрели это.
Вот он, наш Гуру, по размеру примерно как "Рабочий и колхозница" Мухиной. Фотография моя, может быть, не очень качественная, но вот взгляд профессионала:
Может быть, я просто не буддист, но распальцованный Гуру не вызвал в моей душе ни тепла, ни восторга. И как оказалось, это не самый тяжелый случай.Бывает и так:
Это в Химачал-Прадеш (другой штат в Гималаях). Гуру тонет в горном тумане. А я ничего не понимаю в местном представлении о красоте!
При этом в старинных гималайских монастырях есть фантастически интересные фрески. И даже с тем же нашим другом Гуру.
Вот он. А вот другие персонажи:
А вот так выглядит каменные орнаменты в монастыре 17 века в Юксоме:
Наверное, жуткие Гуру нужны, чтобы еще выше оценить такие постройки?
Journal information